Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
- Познакомить коллег с понятием «рефлексия» и классификацией.
- Раскрыть роль рефлексии в формировании навыков самообразования.
- Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.
Как вы догадались, сегодня мы поговорим о рефлексии (слайд 1) и как она влияет на формирование навыков самообразования.
Давайте вспомним, что вы знаете о рефлексии? (слайд 2). Для этого используем приём «Корзина идей». Вы будете «класть» в корзину понятия, связанные с рефлексией.
Сейчас возьмите таблицу фиксации знаний и заполните столбик, что вы знаете о рефлексии. (слайд 5)
Слово рефлексия (слайд 6) происходит от латинского reflexior – обращение назад. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самообладание, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (слайд 7)
В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов. (слайд 8)
Выделяют следующие формы рефлексии: (слайд 9, 10)
а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень);
б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
Коммуникативная (слайд 11)– ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
Личностная (слайд 12) – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
Интеллектуальная (слайд 13) – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель: не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния
- Рефлексия деятельности
- Рефлексия содержания учебного материала
- Приемы рефлексии эмоционального состояния: (слайд 14, 15)
Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.
Поднимите большой палец вверх, у кого хорошее предновогоднее настроение.
«Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось. На доске вы видите «солнышко», прикрепите к солнышку лучик, если вы готовы к новому учебному году, если готовы, но не достаточно, то – тучку, а если совсем не желаете – молнию.
«Радостный гномик» (слайд 16) – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.
- Рефлексия деятельности (слайд 17) – этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.
«Волшебные линеечки» (слайд 18)
«Лесенка успеха» (слайд 19, 20) – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
«Яблоня»- (слайд 21, 22)
«Дерево успеха» (слайд 23) – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
«Букет» (слайд 24, 25)
- Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. (слайд 27)
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: (Слайд 28, 29)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Кубик Блума
Посмотрите на следующий слайд (слайд 30) и продолжите одну из фраз (по одному человеку из каждой группы).
Метод «Пяти пальцев» (сдайд 31).
Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия) (слайд 32). Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу:
первая строка – название темы (одно существительное);
вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
Работа в группах (слайд 33). Составьте синквейн по теме мастер-класса: Зачитывание синквейна, например:
- Рефлексия.
- Эмоциональная, полная.
- Анализировать, думать, планировать.
- Помогает оценить свою работу.
5 .Анализ.
- Возьмите карточку с таблицей-фиксацией, если есть, чем дополнить, впишите в третий столбик;
- Если вам понравился наш мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку.
Спасибо за внимание!