РУС БЕЛ ENG

Рефлексия

 

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  • Познакомить коллег с понятием «рефлексия» и классификацией.
  • Раскрыть роль рефлексии в формировании навыков самообразования.
  • Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.

Как вы догадались, сегодня мы поговорим о рефлексии (слайд 1) и как она влияет на формирование навыков самообразования.

Давайте вспомним, что вы знаете о рефлексии? (слайд 2). Для этого используем приём «Корзина идей». Вы будете «класть» в корзину понятия, связанные с рефлексией.

Сейчас возьмите таблицу фиксации знаний и заполните столбик, что вы знаете о рефлексии. (слайд 5)

Слово рефлексия (слайд 6) происходит от латинского reflexior – обращение назад. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самообладание, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (слайд 7)

В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.  (слайд 8)   

Выделяют следующие формы рефлексии: (слайд 9, 10)

а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень);

б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

Коммуникативная (слайд 11)– ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

Личностная (слайд 12) – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

Интеллектуальная (слайд 13) – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель: не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
  2. Рефлексия деятельности
  3. Рефлексия содержания учебного материала
  4. Приемы рефлексии эмоционального состояния: (слайд 14, 15)

Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.

Поднимите большой палец вверх, у кого хорошее предновогоднее настроение.

«Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось. На доске вы видите «солнышко», прикрепите к солнышку лучик, если вы готовы к новому учебному году, если готовы, но не достаточно, то – тучку, а если совсем не желаете – молнию.

«Радостный гномик» (слайд 16) – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.

  1. Рефлексия деятельности (слайд 17) – этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

«Волшебные линеечки» (слайд 18)

«Лесенка успеха» (слайд 19, 20) – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.

«Яблоня»- (слайд 21, 22)

«Дерево успеха» (слайд 23) – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

«Букет» (слайд 24, 25)

  1. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. (слайд 27)

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: (Слайд 28, 29)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

     Кубик Блума

Посмотрите на следующий слайд (слайд 30) и продолжите одну из фраз (по одному человеку из каждой группы).

Метод «Пяти пальцев» (сдайд 31).

Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия) (слайд 32). Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу:

первая строка – название темы (одно существительное);

вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Работа в группах (слайд 33). Составьте синквейн по теме мастер-класса: Зачитывание синквейна, например:

  1. Рефлексия.
  2. Эмоциональная, полная.
  3. Анализировать, думать, планировать.
  4. Помогает оценить свою работу.

5 .Анализ.

  1. Возьмите карточку с таблицей-фиксацией, если есть, чем дополнить, впишите в третий столбик;
  2. Если вам понравился наш мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку.

Спасибо за внимание!

Рефлексия  2Рефлексия  3

Рефлексия  4Рефлексия  5Рефлексия

Интернет-ресурсы: