РУС БЕЛ ENG

О профессиях разных

Цель:

расширить представление подростков о различных профессиях, сформировать позитивное отношение к труду, побудить учащихся к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с некоторыми профессиями; показать значение трудовой деятельности в жизни человека;

Развивающие:

  • развивать речь, воображение, эстетический вкус, коммуникативные навыки, рефлексию;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к различным профессиям и уважительное отношение к людям этих профессий.

Актуальность:

  •  профориентация школьников; формирование познавательного интереса; творческих способностей учеников; сплочение классного коллектива.

 

Эпиграф

«Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим».

Илья Ильф и Евгений Петров

 

Ход классного часа:

I. Организационный момент.

1. Организация класса.

2. Вступительное слово учителя:

-Здравствуйте ребята. Сегодня на классном часе мы будем говорить о профессиях, о том, какие бывают профессии, какую пользу каждая из них приносит людям. Есть пословица – человек рождается дважды. Первый раз, когда появляется на свет, а второй – когда приобретает профессию. Выбор профессии – сложный процесс.

С какими сложностями связан выбор профессии, и как преодолеть эти сложности?

(Выбор сложен, потому что по данным статистики в современном мире существует около 70 тысяч профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Не зря говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.)

- Уже через несколько лет и вы окажетесь перед целым морем возможностей и вариантов. Трудно ориентироваться в современном мире профессий, но этому необходимо учиться.

Не случайно эпиграфом нашего классного часа являются слова Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим». Как вы понимаете это высказывание? (Нужно быть мастером в своём деле, тогда ты будешь востребован во все времена и найдёшь себе применение).

- Что необходимо человеку, чтобы стать профессионалом? (Любить свою работу, быть очень увлечённым ею, постоянно совершенствоваться в профессии)

II. Мини-лекция «Что такое профессия?»

Ребята, несмотря на то, что вы учитесь в шестом классе, выбор профессии не за горами. И может быть, на этом классном часе вы не сможете точно сказать, кем бы вы хотели стать после окончания школы, но он поможет вам сориентироваться в выборе будущей профессии. Поэтому мы будем постепенно знакомиться с миром профессий. Мир профессий огромен, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется.

А вы знаете, что такое профессия? (учащиеся объясняют)

Профессия – род трудовой деятельности, приносящий пользу людям, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека. В нашей жизни все профессии нужны и все профессии важны.

Представьте первобытных людей, живших в далёком каменном веке. Люди одного племени занимались разными делами. Какими? Мужчины изготавливали орудия для охоты – луки, стрелы, дротики. С хорошим оружием охота обычно бывала успешной, и охотники приносили крупную дичь – оленя, буйвола или кабана. Какие профессии уже существовали в то время? (охотник, рыбак)

А чем занимались женщины? Они растили детей, собирали коренья, плоды и ягоды, обрабатывали звериные шкуры, шили из шкур одежду или одеяла. О существовании, каких профессий вы можете сказать? (домработница, повар, воспитатель)

Мы видим, что уже в те древнейшие времена люди разделяли между собой разные дела. Профессии появились тогда, когда между людьми возникло разделение труда! С развитием торговли и возникновением городов появились и новые профессии.

Ну а сейчас попробуем провести грань между следующими понятиями: профессия и специальность на примере учителя в школе.

Профессия – род трудовой деятельности (учитель)

Специальность– вид занятий в рамках одной профессии (учитель белорусского языка и литературы)

III. Знакомство с профессиями

  1. Конкурс «Аукцион профессий»

Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:

Кисть, краски (художник)

Парик, костюм (актер)

Молоток, гвозди, рубанок (столяр)

 Овощи, кастрюля (повар)

Расческа, ножницы (парикмахер)

Письма, газеты, сумка (почтальон)

 Градусник, шприц (врач)

Ножницы, сантиметр, ткань (швея)

Кирпич, мастерок (строитель)

  1. Конкурс «Самая – самая»

Задание: участникам предлагаются необычные характеристики профессий, а участники игры должны по очереди называть те профессии, которые больше всего подходят данной характеристике.

самая денежная профессия (банкир, модель, боксер)

самая красная профессия (пожарник)

самая сладкая профессия (пчеловод, кондитер, повар)

самая детская профессия (воспитатель, пом.воспитателя, учитель, педиатр)

самая смешная профессия (клоун, пародист)

самая горячая профессия (кузнец)

самая благородная профессия (спасатель, доктор)

самая умная профессия (ученый, профессор)

самая современная профессия (менеджер)

самая модная профессия (модельер)

самая воздушная профессия (летчик)

самая добрая профессия (строитель)

самая болезненная (для пациента) профессия (стоматолог)

самая опасная профессия (шахтер, участковый)

 

3.«Ребусы». (Зашифрованы слова – профессии)

     Рисунок1     

Ювелир

 

Рисунок2   

Кондитер

 

 Рисунок3

Журналист

 

Рисунок4

 

Космонавт

 

  1. Тест « Ты и твоя профессия»

Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения – 30 секунд. (Дети рисуют фигурки)

Теперь подсчитайте количество треугольников. (Дети выполняют задание)

ПЕРВЫЙ ТИП: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

ВТОРОЙ ТИП: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

ТРЕТИЙ ТИП: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

ЧЕТВЕРТЫЙ ТИП 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

ПЯТЫЙ ТИП 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

ШЕСТОЙ ТИП 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях, предпочтениях, способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

  1. «Занимательные факты». Заметки о самых редких профессиях.

Как вы думаете, чем занимается титестер? Титестер - дегустатор чая. По вкусу, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом – исключительно тонким обаянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем - смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.

Еще одна редкая профессия – постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством – в театре постижёр не просто делает парик, а создаёт образ. Часто в театре постижёры – это еще и гримеры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия постижёра является довольно редкой, но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.

Создатели рекламных роликов знают, что самая дефицитная профессия – это мастера спецэффектов. Эти мастера придумывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты. Газированные напитки, йогурты, шоколад, прозрачное пиво с шариками воздуха – все, что вы видите на рекламе, - это не настоящие продукты, а их заменители. В роли пива на экране часто выступает бензин, или масло, или другая жидкость. Чтобы пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода – холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: компрессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специальный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого, и специалисты оплачиваются соответственно.

  1. А теперь следующий конкурс «Детективы»

Вам необходимо разобраться в словах, в названии которых имеется (скрыта профессия).

слово

пояснение

ваш вариант ответа

РВАЧ

медицинский работник

врач

КУЛОН

(весёлая цирковая профессия)

клоун

СОПЛО

дипломатический представитель

посол

ТЕРКА

театральная и дипломатическая профессия

актер

МАРЛЯ

«разноцветный» рабочий

маляр

ФИАКР

волшебная цирковая профессия

факир

КРЕДИТОР

руководитель предприятия

директор

СТАРИНА

младший медицинский работник

санитар

ТРАВИНКА

продавец старин

антиквар

АВДОТКА

Юридическая профессия

адвокат

  1. Следующий конкурс – «Узнавай-ка»

Дети должны узнать профессию по описанию. ( Вначале дети представляют профессии, а затем на экране демонстрируются слайды)

  1. Игра «Необитаемый остров».

Представьте себе, что вы очутились на необитаемом острове. Вам предлагается поработать несколько минут в группах и составить список профессий, жизненно необходимых для выживания и дальнейшей жизни на этом острове.

Дети работают в группах, составляя список профессий, необходимых для выживания на острове.

  1. Кроссворд «Профессия»

Рисунок5

  1. 1. Письма в дом приносит он, долгожданный …(почтальон). От вирусов злобных компьютер наш чист: программы и файлы спас…(программист). 3. Строит дом и детский сад и больницу строить рад, и у цирка я не зритель, так как я его…(строитель). 4. Жизнь его ни мёд и ни пряник, нефть для страны добывает …(нефтяник) 5. Вот вам чертёж, где каждый размер, новой детали дал…(инженер). 6. Мне поставила вчера два укола …(медсестра). 7. Печь гудит, как самовар, сталь в ней варит ...(сталевар). 8. В небе синем самолёт, управляет им ...(пилот). 9. Справедливей всех, друзья, споры все решит…(судья).

IV. Заключительное слово учителя.

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни! У нас впереди еще несколько лет учебы.

Сегодня вы узнали о разных профессиях. Как правильно выбирать свое дело в жизни?

Требования, предъявляемые к профессии:

  1. Профессия должна быть интересной.
  2. Профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
  3. Профессия должна соответствовать собственным возможностям.

S - сильные стороны

  • Значимость будущей профессии
  • Интерес
  • Умение ставить цели

W - слабые стороны

  • неуверенность в себе

О – возможности

  •  склонности и интересы
  • спрос на рынке труда и возможности трудоустройства
  • самообразование, саморазвитие

Т – угрозы

  • состояние здоровья

 

 

Задача нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.

 

V. Подведение итогов (рефлексия)

Когда в небе падает звезда, люди загадывают желание и верят в то, что оно исполнится. У вас на партах лежат звезды. Кем вы мечтаете стать в будущем? Напишите название этой профессии на ваших звездочках. Это ваша мечта. Мы сохраним эти звездочки до 11 класса. Наверное, вам будет интересно узнать, исполнится ли ваше желание, сбудется ли ваша мечта?

 

Интернет-ресурсы: