РУС БЕЛ ENG

SWOT- анализ

Гордынская Наталья Григорьевна, учитель истории

Форсайт (foresight) – относительно новая методология. Этот термин получил широкое распространение несколько лет назад, что же такое форсайт, чем он отличается от прогнозирования, проектирования будущего. В настоящий момент отсутствует единое определение форсайта. Каждая группа экспертов, занимающаяся форсайтом, предлагает свое определение, которое подчеркивает и выделяет тот или иной аспект форсайт-подхода.

Таким образом, технология форсайт – это совокупность инструментов, позволяющих не предугадывать проблемы будущего, а ставить цель в виде желаемого ожидаемого результата, определять необходимые настоящие состояния. Это активный прогноз, который включает элементы воздействия на будущее.

Форсайт является особым методом прогнозирования, отличающимся от обычного метода прогнозирования тем, что будущие состояния объекта не выявляются в результате прогноза, а устанавливаются в качестве цели.

Для формирования умений прогнозировать развитие социальных процессов на уроках обществоведения в профильных классах я использую один из методов форсайта – SWOT- анализ.

В результате учащиеся обладают следующими компетенциями:

  • готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;
  • способностью проводить самостоятельные исследования, обосновывать актуальность и практическую значимость избранной темы исследования; способностью разрабатывать стратегию развития и изменений и обеспечивать их реализацию;
  • способностью рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные методы и способы.

Что такое SWOT-анализ?

SWOT является сокращением от четырех английских слов:

Strengths (Сильные стороны),

Weaknesses (Слабые стороны),

Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы).

 

SWOT анализ это стратегия, которая позволяет оценить эффективность усвоения знаний учащихся в области социальных процессов; помогает развивать навыки анализа и прогнозирования.

Например, на уроке обществоведения в 11 классе по теме «Геополитическое положение и национальные интересы Республики Беларусь» учащиеся получают задание сделать SWOT-анализ геополитического положения Беларуси.

Определяют:

Сильные стороны:

  • транзитность;
  • высокая плотность международной транспортной инфраструктуры.

Возможности:

  • находится в центре Европы;
  • российские нефте- и газопроводы в Западную Европу;
  • доступ к крупным рынкам сбыта: Европа, СНГ.

Слабые стороны

  • отсутствие выхода к морю.

Угрозы

  • нелегальная миграция из стран  Африки и Азии.

На уроке обществоведения в 11 классе по теме «Горизонты информационного общества» учащиеся проводят SWOT-анализ развития информационного общества в Беларуси.

Вот пример работы одной из групп:

S (сильные стороны) O (возможности) W (слабые стороны) T (трудности)

Создание Парка высоких технологий.

Реализация Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества.

Обмен опытом с другими странами.

 

Создание Национального детского технопарка с целью выявления и развития у школьников способностей к научно-исследовательской деятельности.

Развитие и продвижение идей через социальные сети

Нехватка квалифицирован-ных сотрудников.

Изменения в системе образования.

Подготовка кадров для новых реалий.

Высокая конкуренция.

 

 

Считаю, что особенно этот метод подходит при изучении вопросов экономики и финансовой грамотности. Например, по теме «Как создать успешную бизнескомпанию».

SWOT анализ это возможность увидеть более широкую картину бизнеса, и сформировать четкий и результативный план действий. Кроме того, он позволяет увидеть вызовы и возможности, во время управления бизнесом. Это, в свою очередь, позволит компании выделиться на фоне конкурентов и лучше адаптироваться под изменчивые требования современности.

Сильные и слабые стороны отражают внутреннее состояние компании: репутацию, качество продукта, эффективность команды и так далее. В зависимости от действий компании, эти показатели могут меняться в лучшую или худшую сторону – поэтому особенно важно иметь четкую картину происходящего, чтобы оперативно реагировать на возникающие вызовы.

Возможности и угрозы связаны с внешними факторами: санкции, конкуренты, рыночные тренды, стоимость материалов и так далее. Компания, можете адаптировать стратегию, чтобы минимизировать ущерб или извлечь максимальную пользу.

Как делать SWOT анализ

Вам потребуется шаблон SWOT анализа: возьмите лист ватмана, и разделите его на четыре части. Отведите каждую часть под одно из следующих понятий: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы. Повторите действие для каждой компании, которую собираетесь анализировать. Помните: ключ к успешному анализу – это абсолютная честность. Справедливо оценивайте сильные и слабые стороны компании, даже если в процессе вы столкнетесь с недостатками, которые вам будет тяжело признать.

Интернет-ресурсы: