РУС БЕЛ ENG

Морфологический анализ как инструмент творческих способностей учащихся

Козловская Валентина Валентиновна, учитель русского языка и литературы

Морфологический анализ (метод морфологического анализа) – метод, основанный на систематизации всех теоретически возможных решений, основанных на анализе структуры объекта (так называемых морфологических признаков), разделяя проблему на элементы. Для каждого элемента необходимо отыскать своё решение.

Данный метод относится к эвристическим методам.

Для проведения морфологического анализа необходима точная формулировка проблемы для рассматриваемой системы. В итоге даётся ответ на более общий вопрос посредством поиска всевозможных вариантов частных решений, независимо от того, что в исходной задаче речь шла только об одной конкретной системе.

Основные этапы применения метода:

  1. Точное формулирование проблемы.
  2. Выделяют узловые точки (оси, отдельные части задачи), которые характеризуют разрабатываемую систему с позиции ранее сформулированной цели.

Количество узлов обычно выбирается из условия реальности анализа получаемых впоследствии вариантов.

  1. Для каждой узловой точки предлагаются варианты решений.

Варианты должны охватывать всю область возможных решений для данной узловой точки. Но чтобы задача была обозримой, рекомендуется сначала выделять укрупненно-обобщенные группы вариантов, которые при необходимости впоследствии конкретизируются.

  1. Проводят полный перебор всех вариантов решений (каждый раз берут по одному варианту для каждой оси) с проверкой комбинаций на соответствие условиям задачи, на несовместимость отдельных вариантов в предлагаемой их общей группе, на реализуемость и иные условия.

При необходимости, для выбранных решений, можно повторить морфологический анализ, конкретизируя узлы (оси) и варианты.

Морфологический анализ удобнее и нагляднее проводить с применением морфологических таблиц (ящиков).

  1. Выбор нескольких вариантов, удовлетворяющих заданным критериям.

Пример морфологической таблицы для развития орфографической грамотности учащихся

Значение слова Состав слова Морфологические признаки частей речи
Леса - лиса

Пригородный (приставка при- в значении «пространственная близость»)

Шёпот (в корне слова после шипящих надо написать букву, если в однокоренном слове произошло чередование с букой е)

У существительных – склонение и падеж;

У глаголов – определение спряжения.

 

На этапе актуализации знаний и умений учащихся я часто использую:

  1. Комментированный диктант (учащиеся «по цепочке» объясняют орфограммы)

Циклоп, сжечь, дочь, объяснить, ручонка, запереть, пахуч, шоколад, перегореть, мальчонка, стоишь, выберу, расстелить, шепот, дичь, растение, шорох, прикасаться, жилищ, дач.

  1. Распределительный диктант

Инфинитив

Сущ. 3-го скл. Сущ. 2-го скл. Сущ. в Р.п., мн.ч. Кратк. прил.
         

 

Ветош.., несёш.., доч.., стереч.., учиш..ся, около рощ.., циркач.., береч.., грач.., дач.., укроеш.., дич.., туч.., с крыш.., спиш.., стрич.., стриж.., хорош.., борщ.., сееш.., пригож.., гореч.., испеч..ся.

  1. Игра «Да/нет»
  2. Морфемы могут быть слово- и формообразовательными. +
  3. В это ряду перечислены слова с формообразовательными морфемами: читать, просил, к маме. +
  4. В словах здесь, вверху нулевое окончание. -
  5. Слова лес, леса, в лесу однокоренные слова. -
  6. Пишется приставка при- приклонять ветку. +
  7. пишется приставка пре- предать друга. +
  8. В словах пример, привилегия, приоритет приставка при-.-
  9. Постфиксы -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. +
  10. В словах самокат, самосвал, самолет есть соединительная гласная -о- .+
  11. В словах ветка, ёлка нет суффикса. +

Комментированный и распределительный диктанты позволяют учащимся мгновенно включиться в работу, применив изученные орфографические правила. Это также способствует вовлечению всех учащихся класса в процесс анализа, поскольку комментируется написание в момент записи.

Игра «Да/нет» также эффективна, так как помогает учащимся вспомнить теоретический материал по пройденной теме. Она позволяет мобилизовать всех учащихся в классе, ведь ответ надо дать быстро, после проверки каждый учащийся видит, какие микроподтемы им ещё не усвоены.

На этапе закрепления использую различные карточки с распределительным, выборочным, графическим объяснительным и комбинированным диктантам.

Пример некоторых из них:

  1. Выписать причастия, выделить суффиксы. Устно определить вид и время причастия.

Люб_ий, украша_ый, се_ий, пил_ий, враща_ийся, выбира_ый, стел_ийся, скач_ий, терп_ий, оплачива_ый, ка_ийся, нежащ_ийся, меч_ийся, независ_ый близ_ийся, дремл_ийся, гон_ийся, раствор_ый, жал_ийся, вид_ий, кле_ий, гон_ий, пада_ий.

Для того чтобы сделать данное задание, учащимся надо знать состав слова и морфологические признаки причастия и глагола.

  1. Заменить сочетания слов одним словом – прилагательным. Соединительную морфему подчеркнуть.

Вода не проникает, три места, добро желать, пар ходит, два дня, слабый характер, фабрика птиц, сорок лет, лёгкие крылья, семь метров, светлые глаза, быстро течь, вагон строить, пять этажей.

Задание. Записать слова, выделить соединительную морфему, обозначить основу.

Водопровод, двухдневный, семиметровый, пароход, среднегодовой.

Выполняя данное задание, учащиеся должны вспомнить условия написания соединительной морфемы: перед твёрдыми или мягкими согласными.

Таким образом, морфологический анализ используется для определения условий достижения будущих целей: какие условия развития могут сформироваться в будущем, какие ресурсы, действия и знания могут потребоваться. Данный метод позволяет систематизировать знания для развития орфографической грамотности учащихся.

 

Список использованной литературы

 

  1. https://studref.com/672265/ekonomika/derevo_tseley_forsayte
  2. https://bstudy.net
  3. https://old.math.isu.ru
  4. https://inov.academy.edu.by

Интернет-ресурсы: