РУС БЕЛ ENG

Имитационное моделирование

Современные образовательные учреждения, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставят умения применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения. Для решения поставленных задач, требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения.

Одним из методов активного обучения является метод имитационного моделирования. Как известно, моделирование – это исследование объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений. Моделирование открывает возможность упрощения разнообразных и сложных познаваемых явлений, процессов и позволяет решать задачи, казавшиеся неразрешимыми. Существенное значение имеет и то, что эти решения оказываются сжатыми во времени и более экономичными. Но самым важным является то, что учащийся при построении модели видит образ изучаемого процесса или явления, которое абстрактно не всегда может себе представить.

Для того чтобы решить ту или иную проблемную задачу, важно не только всесторонне обсудить ее. Нужную задачу можно "разыграть", имитируя ее реальное развитие, участие в ней различных партнеров, возможности удачного разрешения проблемы. Например, мы можем "сыграть" предварительно взаимодействие с партнерами, закладывая в игру их "резоны", их возможные способы реагирования, а также способы устранения конфликта. В ходе имитационного моделирования особенно отчетливо видны просчеты и возможные упущения, что и позволяет внести в ход событий необходимые коррекции.

Урок Латушкиной Т.Г 1.Имитационное моделирование можно использовать практически на всех предметах школьного курса.

Физика. С помощью моделирования, зная формулу, можно рассчитать, где будет находиться то или иное тело в некоторый момент времени. Можно рассмотреть колебания, работу двигателя, а также многое другое.

Химия. Моделирование позволяет рассмотреть процесс движение молекул различных тел, диффузию, этапы химических реакций и прочее.

Биология. Моделирование позволяет определить популяцию видов по истечению некоторого времени, определить масштабы эпидемий, исход действия лекарственного препарата.

Экономика. Можно определить риски, прибыль предприятия и многое другое.

Информатика. Компьютерное моделирование позволяет визуализировать разного рода явления и процессы, которые не поддаются непосредственному наблюдению; создание анимации.

На уроках гуманитарного цикла, а также во внеурочной деятельности используется имитационное моделирование жизненных ситуаций, – технология, при которой дидактическая ситуация, в которой происходит взаимодействие, направлена на моделирование различного рода отношений и условий реальной действительности. Данный метод предполагает предоставление ученику максимум свободы для индивидуального развития, создание ситуации для утверждения в повседневной реальности жизненных ценностей. В такой деятельности формируются способы общения, мышления, понимания, рефлексии, действия. В процессе имитационного моделирования проявляются элементы толерантности в ситуациях разрешения межличностных и деловых конфликтов, в выборе способов взаимодействия и отстаивания своих интересов.

Имитационное моделирование жизненных ситуаций организуется через:Урок Латушкиной Т.Г. 2

  • анализ конкретных социально-экономических ситуаций,
  • моральные дилеммы,
  • деловые игры.

Различают следующие виды ситуаций для моделирования:

Ситуация-проблема – определенное сочетание фактов из реальной жизни. Задается реальная социальная ситуация, которая имела положительные или отрицательные последствия. Учащиеся должны вычленить проблему, сформулировать ее, определить, каковы были условия, какие выбирались средства решения проблемы, были ли они адекватны и почему и т. д. Проблемная ситуация со всей своей предметной неоднозначностью и противоречивостью создает условия для свободного осознанного выбора, через который происходит развитое, углубленное познание субъективных и объективных реалий.

Ситуация-оценка описывает социальную ситуацию, выход из которой в определенном смысле уже найден. Старшеклассниками проводится критический анализ ранее принятых решений, дается мотивированное заключение по поводу произошедшего события. Коллективное обсуждение вариантов решения одной и той же ситуации существенно углубляет опыт старшеклассников: каждый из них имеет возможность ознакомиться с вариантами решения одной и той же проблемы, послушать и взвесить множество; оценок, дополнений и изменений.

Ситуация-иллюстрация поясняет какую-либо проблему или ситуацию, относящуюся к определенной теме. Старшеклассникам предлагается самостоятельно смоделировать ситуацию-иллюстрацию к своим рассуждениям. Практика показала, что предъявление таких заданий усиливает у старшеклассников стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на поставленные вопросы, у учащихся развиваются аналитические способности, вырабатывается самостоятельность и инициативность в решениях.

Ситуация-упражнение предусматривает применение уже принятых ранее положений и предполагает очевидные и бесспорные решения поставленных проблем. Такие ситуации помогают развивать определенные навыки (умения) старшеклассников в обработке или обнаружении данных, относящихся к исследуемой проблеме. Они носят в основном тренировочный характер, помогают приобрести опыт решения определенных жизненных задач.

Урок Латушкиной Т.Г. 3В контексте рассматриваемых в условиях имитационного моделирования ситуаций и деловых игр присутствуют элементы моральных дилемм. С их помощью дети учатся оценивать поступки и действия других людей, понимать причины того или иного выбора, сделанного ими в ситуациях сложного морального выбора. Этот метод мотивирует искать и формулировать аргументы своей точки зрения. Через погружение в ситуацию дети учатся «примерить» ее на себя, задавая вопрос: «А как бы я поступил в той или иной ситуации?». Таким образом, у каждого ребенка накапливается определенный опыт социального поведения в условиях, формирующих элементы положительной ориентации, нравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя непорядочно, аморально.

Использование моральных дилемм как одного из условий протекания процесса становления социальной свободы учащегося должно удовлетворять следующим требованиям:

  • иметь отношение к реальной социально-экономической жизни;
  • быть по возможности простой для понимания;
  • быть незаконченной;
  • включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием;
  • предлагать на выбор учащимся варианты вопросов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя главный герой?».

Использование моральной дилеммы на учебном занятии требует от преподавателя глубокого понимания моральной природы человеческого поведения, умения применять нравственные принципы для оценки решений и действий как отдельных людей, так и социальных групп, и, конечно, такта, терпения, уважения к своим учащимся, которые стараются получить знания, умения и ценности принятия моральных решений и воплощения их в высокую деятельность, достойную человека.

Урок Латушкиной Т.Г. 4

Одним из наиболее эффективных методов активного обучения являются деловые игры. Они применяются как средство имитации принятых решений, поведения в искусственно организованных ситуациях разного плана. Деловая игра всегда метод коллективного обучения; участники игры выступают в тех или иных ролях для приобретения опыта преодоления конфликтов и принятия деловых решений; в деловых играх специальными средствами создается эмоциональный настрой для активизации и интенсификации процесса обучения.

Применение деловых игр в процессе обучения способствует развитию профессиональных компетенций, формирует умение аргументировано защищать свою точку зрения, анализировать и интерпретировать получаемую информацию, работать коллективно. Деловая игра также способствует привитию определенных социальных навыков и воспитанию правильной самооценки. Моделируя управленческие, экономические и психологические ситуации, игры помогают вырабатывать такие качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт.

Одной из наиболее распространенных видов деловых игр является имитационная игра, в ходе которой учащимися имитируется деятельность какой либо организации, предприятия или его подразделения, например заседание научной лаборатории, педагогического совета, редколлегии, совета директоров или семейного совещания, по поводу неуспеваемости или плохого поведения их чада.

Имитироваться могут события или конкретная деятельность людей (на уроках ОБЖ – служащие подразделения МЧС составляют и обсуждают план действий по ликвидации последствий какого-либо стихийного бедствия, урок иностранного языка – совещание в туристическом агентстве: прием и устройство заграничных гостей, что включает организацию гостиниц, экскурсий и развлекательных мероприятий и т.д.). В ходе игры такого типа могут имитироваться обстановка и условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность, то есть учитель использует соответствующие атрибуты и аксессуары. Например, во время урока-суда используется молоток или мантия – вещи, без которых невозможно себе представить судью, соответствующие фразы-клише (Ваша честь, слово предоставляется…), на уроке географии при знакомстве с Австралийским континентом это могут быть орудия труда и охоты аборигенов.

Моделирование речевых ситуаций на уроке английского языка

Коммуникативное обучение предполагает, что процесс обучения строится как модель процесса общения. Технология моделирования речевых ситуаций может применяться на различных этапах обучения в средней школе. Она способствует развитию навыков устной и письменной речи, расширяет словарный запас и лингвистический кругозор учащихся всех возрастных звеньев. Данная технология – эффективное средство при обучении устной и письменной речи, синтаксису, лексике и культуре.

На уроках иностранного языка широко используются следующие виды моделирования:

  1. Ситуативное моделирование – создание ситуаций речевого общения на определённую тему. Большим плюсом ситуативного моделирования является тот факт, что оно готовит учащихся к общению на иностранном языке в различных жизненных обстоятельствах. Ориентиром в организации обучения служат естественные речевые ситуации, а основным средством – упражнения, закрепляющие необходимый языковой материал (конструкции, слова, выражения) и учебные речевые ситуации, то есть задания, моделирующие жизненные обстоятельства. Например: находясь в чужой стране, человек ищет в городе улицу, на которой расположен его отель (гулял и заблудился); ему приходится обращаться к прохожим, задавать им вопросы, выслушивать и понимать их ответы. Итак, реальность ситуации. Здесь могут быть предложены следующие задания: «В магазине» – разыграть диалог между продавцом и покупателем, между двумя покупателями; «В больнице» – между врачом и пациентом; «В библиотеке»; «В очереди к билетной кассе».
  2. Литературное моделирование – обыгрывание готовых ситуаций на основе литературных произведений, кинофильмов и т. д. Этот вид моделирования относится к типу искусственных моделей, которые представляют собой системы, основанные и технически реализующиеся на основе определённых критериев сходства с оригиналом. Для моделирования предлагаются художественные тексты, стихотворения. Здесь допустима некоторая вольность в исполнении; перевоплощаясь, учащиеся дают свою собственную трактовку образа.
  3. Сопоставительное моделирование – цепочка уроков, построенных на основе ролевой игры. Например, ролевая игра «Подготовка к поездке в США» состоит из микротем: «Сбор багажа», «В билетной кассе», «Звонок другу с сообщением о предстоящей поездке», «Покупка сувениров». Важно, чтобы при подведении итогов каждый участник высказал своё мнение, все плюсы и минусы.
  4. Графическое моделирование – моделирование речевых ситуаций в письменной речи. Развивает речевые навыки посредством письма или создания ситуативных картинок, комиксов. Этот вид особенно хорош для учащихся, имеющих дефекты речи, а также застенчивых и неуверенных в себе. То, что они не могут выразить устно в присутствии класса и учителя они могут сделать в письменной форме.

Урок Латушкиной Т.Г.Применение имитационных средств в учебном процессе, с одной стороны, способствуют усовершенствованию знаний, а с другой – имитации индивидуальной и коллективной деятельности. Кроме того, они активизируют творческие усилия учащихся; развивают более самостоятельные подходы в решении проблем, проблемных и производственных ситуаций; формируют организационные умения и навыки, умение руководить, общаться, обеспечивают высокий уровень знаний, умений и навыков; решают цепь дидактических целей и задач.

Таким образом, основное назначение средств имитационного моделирования заключается в систематизации знаний, формировании умений и отработке навыков при выполнении практических заданий, в результате чего осуществляется овладевание учебной информации, которая необходима в будущей деятельности.

 

Список литературы

  1. Имитационное моделирование в педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studbooks.net – Дата доступа: 26.12.2022.
  2. Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках технологии как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru – Дата доступа: 03.01.2023.
  3. Боровик, Л.В. Технология имитационно-игрового моделирования как способ создания активной обучающей среды для развития умений говорения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://conf.grsu.by – Дата доступа: 03.01.2023.
  4. Цыплакова, И. В., Мартынова, А. Е., Шеховцова, И. И. Имитационное моделирование как инновационная профессионально-ориентированная технология в преподавании иностранного языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://solncesvet.ru/conf_cat – Дата доступа: 27.12.2022.

Интернет-ресурсы: