РУС БЕЛ ENG

Дерево релевантности

Поветко Григорий Николаевич, учитель трудового обучения

Являясь участником инновационной деятельности, познакомился с основами стратегии форсайт и ее методами. Для себя отметил, что методы форсайта дают возможность сформировать навыки, необходимые как в образовательной деятельности, так в процессе самообразования: когнитивность, креативность, высокий уровень мотивации. Это способствует решению задач моего педагогического исследования по разработке индивидуальных приемов и способов формирования у учащихся исследовательских компетенций и их апробации на учебных и факультативных занятиях. Наиболее интересным для меня является метод стратегии форсайт «Дерево релевантности».

  1. Цель данного метода.

Дерево релевантности или дерево решений – метод науки управления, схематичное представление проблемы принятия решений, используется для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов. Метод дерева решений позволяет визуально оценить результаты действий различных решений и выбрать наилучший их набор. Данный метод использует модель разветвляющегося по каким-либо условиям процесса. Каждый из приведенных выше тезисов широко применяется мною при организации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

  1. Структура метода.

Модель представляет собой графическое изображение связей основных и последующих вариантов действия или решения. Последовательности решений графически фиксируются на бумаге или на экране компьютера. Такое расположение решений напоминает дерево, на котором решения играют роль веток, а стволом является сам процесс выполнения всех решений. Пример графической интерпретации метода приведен на рис.1.[1]

Рисунок1

Рис.1. Графическая интерпретация метода «Дерево релевантности».

  1. Результативность данного метода.

Это очень эффектный метод для организации исследовательской деятельности учащихся. Построение схемы релевантности часто служит основным способом выбора варианта решения. Он позволяет в случае тупикового варианта на каком-либо этапе отменить дальнейшую проработку всех решений, стоящих до него [4].

Одним из важнейших этапов оценки результатов исследования является его публичная защита. И здесь метод дерева решений имеет приоритет наглядности над эмоциональной убедительностью других методов.

В качестве примера использования метода «Дерево релевантности» можно рассмотреть последовательность действий группы учащихся при выполнении исследовательской работы «Теплый пол без электричества». Целью этого исследования являлась проверка гипотезы о том, что при использовании печного отопления в доме путем подачи воздуха в печь из-под пола можно значительно улучшить прогрев напольного покрытия. Как руководитель исследования я сформулировал следующие задачи:

  1. Изучить конструкции дровяных печей выбрать и построить из них ту, которая наиболее подходит для проверки выдвинутой гипотезы.
  2. Определить коэффициент полезного действия построенной модели.
  3. Установить эффективность предлагаемой модели печи для обогрева пола.

С содержанием цели и задач предстоящей работы ознакомил потенциальных исполнителей – учащихся 7-9 классов. Для того, чтобы им было проще принять решение об участии в исследовании, цель и задачи были представлены в виде следующей схемы:

Формирование и развитие исследовательских компетенций учащихся_2

 

В основе построения этой схемы, как и последующих, лежит принцип: верх – наибольшая неопределенность, низ – четкое, конкретное понимание того, что нужно сделать. Уже в формулировке трех задач исследования предполагается развитие предметных и метапредметных компетенций учащихся: углубление знаний по конструированию и выработка умений по практической реализации выбранной конструкции произойдет при решении центральной задачи – «Выбор модели печи и ее постройка». Две другие задачи – «Определение КПД печи» и «Определение эффективности прогрева помещения» потребуют развития знаний по физике и знакомства с методами теплотехнических расчетов.

Для эффективной организации деятельности учащихся важно определить порядок решения задач исследования или этапов выполнения проекта, а также распределение этих задач среди участников, если исследование или проект коллективные. Очевидно, что первоочередной задачей приведенного исследования является выбор модели печи и ее постройка – задача № 1. Затем будут возможны работы по определению коэффициента полезного действия этой модели и эффективности прогрева помещения – задачи № 2 и № 3 соответственно. За решение первой задачи в ноябре 2021 года с энтузиазмом взялся учащийся 8 класса Коротченко Денис, который годом ранее уже получил опыт исследовательской деятельности при изучении свойств глины и разработке технологии изготовления из нее мини кирпича. После нескольких месяцев выяснилось, что подгонка и кладка мини кирпичиков дело кропотливое и требует упорства и терпения, которых Денису не хватало. Поэтому к реализации проекта были привлечены учащийся 10 класса Решетник Дмитрий и 7-классник Круглик Роман. В результате, в июне 2023 года, задача № 1 по выбору модели и печи и ее постройке была решена. Ход принятия решений может быть представлен следующей схемой:

Формирование и развитие исследовательских компетенций учащихся_3

 

Чтобы решить вторую задачу исследования потребовалось изучить определенный объем технической литературы. Убедились, что наиболее точный результат при определении коэффициента полезного действия можно получить при измерениях в калориметрах, а в нашем случае с моделью печи в калориметрической комнате. Еще один способ определения КПД печи – это упрощенные теплотехнические расчеты, которые требуют определения состава топочных газов с помощью газоанализатора [2]. Наиболее простыми и поэтому приемлемым для нашего исследования оказался метод, предложенный В. Шевяковым. Он заключается в измерении температуры газов на входе и выходе из печи и расчете значения КПД по эмпирической формуле. Возможные варианты и результаты решения задачи по определению КПД отражены на схеме:

Формирование и развитие исследовательских компетенций учащихся_1 

Чтобы решить третью задачу исследования и определить эффективность прогрева помещения, учащиеся использовали построенную для этих целей калориметрическую комнату, вмещающую модель печи. Результаты измерений сравнили с показателями действия реальной печи с колосниковой решеткой.  Эти действия видны на схеме:

Формирование и развитие исследовательских компетенций учащихся_4

Весь ход выполнения задач и достижения цели представлен в виде «Дерева релевантности (принятия решений)». (Приложение 1)

На представленной схеме присутствуют компетенции по выбору методов определения КПД бытовых печей, измерения в калориметре, использованию тепловизора, систематизации результатов измерений температуры и их анализ с помощью графических построений.

Результаты учебного исследования имеют определенную практическую значимость. Построенная действующая модель подовой дровяной печи «Малютка» подходит для определения тепловых характеристик реальных печей.

Предлагаемая конструкция с подачей воздуха в топку из-под пола по сравнению с печами, имеющими топку с колосниковой решеткой, улучшает прогрев напольного покрытия. Разница температур вверху и внизу помещения снижается в два раза, а коэффициент полезного действия достигает 92 процентов.

Выполнив работы по кладке модели печи ребята получили знания и умения, необходимые при работе по профессии «Печник». Планируются дальнейшие исследования по реконструкции существующих печей с колосниковой решеткой с целью повышения эффективности дальнейшие их работы.
Работа над решением задач исследования продолжалась в течение года. За это время участниками проекта стали 7 учащихся гимназии, а до «финиша» – получения конкретных результатов и защиты исследования, дошли только трое и в октябре 2022 г. стали дипломантами областного конкурса работ исследовательского характера (конференции) учащихся

Работа над решением задач исследования продолжалась в течение года. За это время участниками проекта стали 7 учащихся гимназии, а до «финиша» – получения конкретных результатов и защиты исследования, дошли только трое и в октябре 2022 г. стали дипломантами областного конкурса работ исследовательского характера (конференции) учащихся.

Формирование и развитие исследовательских компетенций учащихся_7

Список использованной литературы

  1. Режим доступа: https://zakamnem.ru/vidy/glina-eto. Дата доступа 13.03.2021.
  2. Простой метод определения КПД бытовых печей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.forumhous.ru/forums/106/. – Дата доступа: 10.06.2022.
  3. Громыко, Е. В. Физика. Учебное пособие для 10 класса / Е. В. Громыко, В. И. Зенькович, А. А. Луцевич, И. Э. Слесарь. – Минск. : Адукацыя и выхаванне. 2019.
  4. Алфимов, М. В. Эффективный форсайт: симбиоз экспертизы и фактов // Форсайт. 2011. Т. 5. № 4. С. 77-78.
  5. Бруммер, В. Многообразие в форсайт-исследованиях: практика отбора инновационных идей // Форсайт / В. Бруммер, Т. Коннопа, А. Сало. 2010. Т. 4. № 4. С. 56-65.
  6. Гретченко, А. А. Форсайт как инновационный инструмент прогнозирования и реализации научных и технологических приоритетов // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева. 2010. № 1. С. 154-159.
  7. Куклина, И. Р. Форсайт – инструмент активного исследования и формирования будущего // Ценности и смысл. 2009. № 1. С. 142-148.

Интернет-ресурсы: