РУС БЕЛ ENG

Виртуальный педсовет

03.01.2022
"ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ"

ЦЕЛЬ: осмысление педагогами значимости использования технологии визуализации учебной информации для повышения эффективности образовательного процесса и качества знаний учащихся

ЗАДАЧИ:

  • совершенствовать профессиональную компетентность учителей по использованию технологии визуализации учебной информации при организации самостоятельной и коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе;
  • включить учителей в деятельность по освоению и внедрению эффективных техник визуализации на учебных и факультативных занятиях;
  • смоделировать современный урок с использованием техник визуализации как одного из средств повышения эффективности образовательного процесса;
  • содействовать использованию в собственной практике полученный теоретический и практический материал.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Семинар – практикум

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ: дистанционная

  • самостоятельное изучение теории по теме педсовета с использованием ссылок на информационные сайты (теоретический блок);
  • воркшоп «Учимся визуализировать» (практический блок);
  • видеопрезентация фрагментов учебных занятий с использованием техник визуализации (творческий блок)


ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:

I. Теоретический блок. Срок: 6- 31 декабря
Изучение теории по теме с использованием ссылок на информационные сайты и других интернет-ресурсов
Визуализация в образовательном процессе;
Визуализация на уроках русского языка и литературы;
Визуализация на уроках математики и физики;
Визуализация на уроках химии и биологии;
Визуализация на уроках истории, географии и обществознания;
Визуализация на уроках в начальных классах;
Визуализация на уроках английского языка.

II. Практический блок. Срок: 3- 6 января
Воркшоп «Учимся визуализировать»
1. Воркшоп «Таймлайн. Учимся визуализировать»
Учителя истории и обществоведения. Ответственный – Гордынская Н.Г.
2. Воркшоп «Интеллект-карта. Учимся визуализировать»
Учителя русского языка и литературы. Ответственный – Слиборская Т.В.
3. Воркшоп «Комиксы. Учимся визуализировать»
Учителя трудового обучения. Куратор – Михеев А.Г.
4. Воркшоп «Яркое пятно. Учимся визуализировать»
Учителя химии и биологии. Ответственный – Глущенко Н.В.
5. Воркшоп «Облако слов. Скрайбинг. Учимся визуализировать»
Учителя английского языка. Ответственный – Кожемяко И.А
6. Воркшоп «Гексы. Учимся визуализировать»
Учителя математики. Ответственный Латушкина Т.Г.
7. Воркшоп «Единый информационно-образовательный ресурс. Учимся визуализировать»
Учителя белорусского языка. Ответственный Рабковская Т.В.
8. Воркшоп «QR-код. Учимся визуализировать»
Учителя информатики. Ответственный – Иванова Ж.И.
9. Воркшоп «Инфографика. Учимся визуализировать»
Учителя начальных классов. Ответственный – Макаревич Л.В.

III. Творческий блок
Срок: 10 – 15 января
Запись и презентация работ согласно графику.

IV. Подведение итогов.
Срок: январь.
Просмотр и комментирование педагогических находок и педагогических практик на SERVER (общая папка - ПЕДСОВЕТ 2021)

Воркшоп — это обучающее мероприятие, в котором упор делается на практическую работу. Слово workshop можно перевести как мастерская или цех. Если объяснять простыми словами, участники воркшопа получают знания прямо «на производстве» под руководством наставника. Теоретическая часть занимает минимум времени и сразу же закрепляется на практике.

Важный момент данного мероприятия— самостоятельная работа.

Ключевые задачи воркшопа — обмен опытом, приобретение новых знаний, творчество, поиск новых идей.
Участниками обучающей встречи могут быть как профессионалы, так и любители.

Цель воркшопа заключается в конкретном результате — создании конечного продукта. Участники должны не только получить практические знания, но и сотворить конечный продукт.

Есть два формата работы:
Индивидуальная — у каждого участника свой проект, а получившийся продукт он обычно забирает себе;
Командная — все участники воркшопа обсуждают поставленную задачу, вносят предложения, ищут пути её решения. Результат становится достоянием компании-организатора.

ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Проблема развития учебных способностей школьников всегда являлась одной из наиболее актуальных. И чем полнее будут реализованы потенциальные возможности школьника, тем больших успехов он сможет добиться в жизни.
Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому и роль наглядного представления информации в обучении велика. В эпоху информационной насыщенности особую значимость приобретает визуальное представление информации в доступном, структурированном, наглядном виде. Такое представление позволяет работать с большими массивами информации. Умение работать с информацией, в том числе, предложенной в визуальном формате (схемы, графики, диаграммы и др.), востребовано при выполнении заданий международного исследования PISA.
Принцип наглядности является одним из ведущих в педагогике. Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала.
Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации, образовательное значение которого достаточно велико и отвечает современным требованиям.
Что же такое визуализация?
Визуализация - (в широком понимании) ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.

Технология визуализации учебной информации – это система, включающая в себя следующие слагаемые:
комплекс учебных знаний;
визуальные способы их представления;
визуально-технические средства передачи информации;
набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения.

Преимущества визуализации в обучении:
помогает учащимся правильно организовывать и анализировать информацию. Диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти способствуют усвоению больших объемов информации, легко запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации;
развивает критическое мышление;
помогает учащимся интегрировать новые знания;
позволяет связывать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте.

Техники визуализации в образовательном процессе

1. Таймлайн (от англ. timeline – букв. «линия времени») – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются при работе с биографиями или творчеством писателя, а также для формирования у учащихся системного взгляда на исторические процессы.
Другая сфера использования таймлайнов — управление проектами. Таймлайны в проектной деятельности помогают участникам отмечать и видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания.
2. Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.
3. Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) –это визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Техника скрайбинга была изобретена британским художником Эндрю Парком. Выступление в технике скрайбинга – это прежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации.
4. Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д.
Технология визуализации учебного материала перекликается с педагогической концепцией визуальной грамотности, которая возникла в конце ХХ в. в США. Эта концепция основывается на положениях о значимости визуального восприятия для человека в процессе познания мира и своего места в нем, ведущей роли образа в процессах восприятия и понимания, необходимости подготовки сознания человека к деятельности в условиях все более «визуализирующего» мира и увеличения информационной нагрузки.
В школьном образовании всегда применяли и применяют самые разные виды наглядности. Роль их в процессе обучения исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а становится органичной частью познавательной деятельности учащихся, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.

Функции визуализации учебной информации:

помочь опредмечиванию словесного сообщения или предъявить сообщение, которое ребенок должен будет воплотить в форму рассказа или поставленные вопросы;
проконтролировать полноту и характер усвоения переданной учителем информации;
способствовать развитию воображения и фантазии;
выявить характер индивидуального восприятия и переработки учебной информации;
активизировать познавательный интерес;
сконцентрировать внимание на чем-то важном, переключить внимание на другой объект;
вызвать определенные ассоциации;
развить способности к анализу и сравнению;
организовать тренировку внимательности и наблюдательности;
развить критическое мышление;
интегрировать новые знания;
связать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте.
Визуализация учебной информации позволяет решить целый ряд педагогических задач:
обеспечение интенсификации обучения;
активизации учебной и познавательной деятельности;
формирование и развитие критического и визуального мышления; зрительного восприятия;
образного представления знаний и учебных действий;
передачи знаний и распознавания образов;
повышения визуальной грамотности и визуальной культуры.

С целью эффективного решения известной педагогической проблемы оптимизации — «минимум времени — максимум информации» — наглядность используется на всех ступенях обучения.
А так как начальная школа является «фундаментом» общего среднего образования, то учителям начальных классов должное внимание необходимо уделять визуализации учебной информации, её анализу, обработке и представлении в формате, наиболее понятном учащимся.