РУС БЕЛ ENG

Личностно-профессиональное саморазвитие педагога: определяем составляющие и ищем способы реализации.

26.03.2024
Учитель истории Гордынская Н.Г.

Стремление к саморазвитию представляет собой естественную человеческую потребность. В философском понимании термин «саморазвитие» близок понятиям «движение», «самодвижение», «развитие», а возникновение самой идеи саморазвития личности восходит к трудам Гераклита и Сократа. Развитие понимается как поступательное движение и эволюция, переход от одного состояния к другому. Саморазвитие строится на философской основе самодвижения и является частным и высшим уровнем развития, на котором происходят направленные и осознанные изменения.

Личностные качества успешного педагога: низкая тревожность, высокая эмоциональная устойчивость, адекватная положительная самооценка, высокий уровень ответственности, высокоразвитая способность к эмпатии, рефлексии, гибкость эмоциональная, поведенческая.

В структуре личностно-профессионального саморазвития педагога выделяются такие компоненты, как самосознание, самооценка, самоорганизация, самоуправление.

Саморазвитие педагога как личности и профессионала можно также представить также как совокупность взаимосвязанных друг с другом мотивационно-смыслового, деятельностнопрактического и рефлексивного компонентов.

Согласно общепризнанной фундаментальной классификации А. Маслоу, потребности в самоактуализации представляют собой высший уровень, данные потребности определяются необходимостью в развитии и саморазвитии, а их удовлетворение приводит к личностнопрофессиональному росту.

Часто потребности связаны с уровнем развития образовательных систем, а также социальными запросами общества. Однако потребности не имеют выраженного целенаправленного характера, а данную функцию в поведении выполняют мотивы деятельности.

Мотивы как побудители деятельности человека - это внутренние факторы, которые определяют поведение личности. Другими словами, мотивы детерминируются потребностями и побуждают человека к совершению поведенческого акта.
Мотивация как процесс психической регуляции побуждения человека к деятельности имеет сложную структуру, включает анализ и оценку альтернативных действий, выбор и принятие решений.

Таким образом, мотивационный компонент личностнопрофессионалъного саморазвития человека включает потребности, ценности и смыслы, имеющие определяющее значение для процесса саморазвития: побуждение субъекта к самоизменению, осознание ценности и смысла собственного саморазвития как личности и профессионала.

Мышление человека способно к критическому самоанализу, что считалось еще с античных времен способом самопознания человека и важнейшей основой самосовершенствования. Подобный критический самоанализ относится к процессам рефлексии, благодаря которым возможен прогресс всей цивилизации.

Рефлексия, являясь фактором самосовершенствования, оказывает стимулирующее влияние на самосознание.

Собственными критериями успешности саморазвития педагога могут являться:

  • внутренне удовлетворение результатами своего развития;
  • удовлетворение от положительной оценки результатов собственного труда всеми участниками образовательного процесса, в первую очередь, родителями и обучающимися;
  • признание со стороны коллег, администрации образовательной организации, профессионального сообщества;
  • возможность использования достигнутых результатов в дальнейшем развитии себя как личности и профессионала.

Эмоционально-волевой компонент.

Данный компонент процесса личностно-профессионального саморазвития педагога включает владение собственными эмоциями и действиями, способность к выдержке, волевые усилия в выполнении задач саморазвития, следование нормам и требованиям социума.

Применительно к процессу саморазвития как личности и профессионала особенностью эмоциональноволевой сферы педагога является способность управлять собственным развитием на основе самоконтроля деятельности, своими силами осуществлять корректировку действий по полученным результатам личностнопрофессионального саморазвития.

Таким образом, самоорганизация и саморегуляция процесса саморазвития обеспечивают профессиональноиедагогический прогресс как поступательное движение вперед к вершинам профессионального мастерства.

Только тот человек, который способен видеть в других уникальность может это развивать в себе.
Познавательная составляющая включает представления человека о себе, других и мире. Зрелая здоровая личность отличается тем, что она, оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности.

Эмоциональная составляющая.

Через эмоции человек выражает радость, обиду, счастье, познает мир и делает его ярче.
Поведенческая составляющая -яркий показатель развитой личности, которая состоит из действий: по отношению к себе, другим людям и миру. Личностный рост зависит от степени сформированности каждой структуры.

Развитая личность, личность с четко сформированными ценностями, позволяет человеку:

  • чётко стоять на своих позициях;
  • иметь собственный взгляд на происходящее в мире;
  • находить в плохих ситуациях позитив; -жить полной яркой, самостоятельной жизнью;
  • ценить каждую минуту жизни;
  • наслаждаться тем, что имеешь;
  • радоваться победам других;
  • отвечать за свои поступки;
  • уметь проигрывать и с достоинством принимать поражения;
  • уметь прощать.

Ценности человека это его внутреннее богатство, его внутренний потенциал.

Фотогалерея: