РУС БЕЛ ENG

Маркеры, формы и виды жестокого обращения с несовершеннолетними

Памятка

Маркеры, формы и виды жестокого обращения с несовершеннолетними


Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
Сексуальное насилие - вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относят: открытое неприятие и постоянная критика ребенка; угрозы в адрес ребенка в открытой форме; замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка; преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми; ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний; однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребенка - отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами относятся: отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая; негативные семейные традиции и т.д.

Маркеры сексуального насилия.

Дети дошкольного возраста:
• ночные кошмары;
• страхи;
• несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;
• открытая мастурбация;
• несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
беспричинные нервно-психические расстройства.

Дети младшего школьного возраста:
• низкая успеваемость;
• замкнутость, стремление к уединению;
• изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя);
• ухудшение взаимоотношений со сверстниками;
• несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
• стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.

Дети старшего школьного возраста, подростки:
• депрессия;
• побеги из дома;
• низкая самооценка;
• угрозы или попытки самоубийства;
• сексуализированное поведение;
• употребление наркотиков или алкоголя;
• проституция или беспорядочные половые связи;
• жалобы на боли в животе.

Маркеры психического (эмоционального) насилия.

Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие:
• задержка физического и умственного развития у ребенка;
• нервный тик;
• энурез;
• систематический печальный вид;
• различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).
Особенности поведения ребенка: беспокойство или тревожность; нарушение сна;
длительно сохраняющееся подавленное состояние; агрессивность; склонность к уединению; чрезмерная уступчивость, заискивающе, угодливое поведение; угрозы или попытки самоубийства; неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников; плохая успеваемость; низкая самооценка; нарушение аппетита

Маркеры физического насилия.

• синяки, укусы, ожоги, рубцы;
• следы удушья;
• любые повреждения, остающиеся без внятного и корректного объяснения со стороны родителей;
• низкая самооценка ребенка;
• нежелание и страх возвращаться домой;
• мешковатая одежда, скрывающая побои;
• самообвинение в провокациях в сторону насильника;
• ребенок воспринимает побои как семейный порядок и норму;
• волнение, плач, испуг при криках, скандалах.