РУС БЕЛ ENG

Трудный подросток. Понять и принять

Говорить о подростках невозможно без учёта роли общения со сверстниками в развитии и становлении их личности. Общение может содействовать успешной социализации подростка, но может и подтолкнуть его к асоциальному поведению.

В то же время влияние внутрисемейного общения на его развитие продолжает оставаться достаточно сильным. Доверительные отношения в семье могут компенсировать те или иные трудности в общении со сверстниками, помочь подростку определить свою внутреннюю позицию по отношению к асоциальным тенденциям его друзей. Однако верно и обратное – непонятный и непринятый в семье подросток пойдёт искать внимание и тепло на улице. Качество учебной деятельности ухудшается. Подросток, унижаемый близкими, будет компенсировать свою низкую самооценку насмешками, издевательствами над более слабыми ребятами. Таким образом, можно сказать, что характер общения со сверстниками во многом определяется взаимоотношениями в семье подростка.
Возраст 13-14 лет называют периодом открытия «Я», когда подросток начинает задумываться над вопросами «Кто я?», «Чего хочу и что я могу?». Мы, психологи, этот возраст называем стремительным развитием самопознания. В структуре самопознания можно выделить следующие компоненты:
• Притязание на социальное признание. Для подростков становится
важным признание их внешности и факта взросления. Поскольку взросление ребёнка чаще всего наступает неожиданно для его родителей, они не готовы к этому, пытаются сохранить прежний контроль. Таким образом, не достигшие фактической взрослости подростки ее отстаивают, а родители активно этому сопротивляются. Отсюда возникновение конфликтных отношений в семье.
• Социальное пространство личности (её права и обязанности). Подростки большей частью ориентированы на активное отстаивание своих прав, пренебрегая при этом обязанностями.
• Психологическое время личности (её прошлое, настоящее, будущее). В целом этот возраст характеризуется ориентацией на будущее: стремлением скорее вырасти, ожиданием в будущем определённых радостей и свобод. Подросток старается выглядеть старше, престижным становится общение со старшими сверстниками. Слова «Ты ведёшь себя, как маленькая» воспринимаются как оскорбление.
• Половая идентификация. Это представление о себе в контексте собственного сексуального поведения. У подростков формируются эталоны женственности и мужественности, которые определяют сознательное стремление подростков к их достижению. Процесс формирования половой идентичности в подростковом возрасте часто осуществляется непросто, сопровождается острыми переживаниями собственной сексуальной несостоятельности и требует внимания и поддержки окружающих взрослых.

Нарушения развития одного или нескольких структурных звеньев самосознания может привести к появлению агрессивности, тревожности, трудностей в общении, а иногда и суицидальным попыткам.

В подростковом возрасте наблюдается пик эмоциональной неуравновешенности. Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим состоянием. Это приводит к ухудшению дисциплины в классе, подростки начинают громко говорить, хохотать. Настроение подвержено резким перепадам. Возрастает обидчивость, раздражительность. Поэтому, даже не слишком значимое замечание нередко приводит к бурной реакции подростка. Подростки продолжают доказывать всем и самим себе свою «взрослость».
В целом можно сказать, что наиболее эффективным становится взаимодействие с подростками, основанное на уважении их чувства взрослости и самостоятельности, на безусловном принятии ребенка с его достоинствами и недостатками.
Известный педагог Симон Соловейчик писал: «Мне послан ребёнок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он так же призван к жизни, как и я, это нас обьединяет - мы живые люди. Он такой же, как и я, он - человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди; я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребёнка... Я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю, принимаю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его люблю».