РУС БЕЛ ENG

Профилактика суицида у подростков

Самоубийство (суицид) - намеренное желание лишить себя жизни. Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, намерения, попытки (покушения) и завершенные суициды. В подростковом возрасте уровень завершенных суицидов на 3-м месте среди других возрастных групп, уровень суицидальных попыток максимальный. В возрасте до 10 лет суицидальные попытки редки, завершенные суициды единичны.

Причины:

  •          Лично-семейные конфликты (развод, болезнь или смерть близких, одиночество, неудачная любовь, оскорбление).
  •          Состояние здоровья (психические и соматические заболевания, инвалидность).
  •          Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента (опасения уголовной ответственности, позор, боязнь наказания).
  •          Конфликт, связанный с работой или учебой.
  •          Материально-бытовые трудности.

 

         Выделяют следующие причины подростковых самоубийств:

  •          конфликты с окружающими - 94%, в первую очередь с родителями - 66%;
  •          переживание обиды - 32%;
  •          чувство одиночества, стыда, недовольства собой;
  •          боязнь наказания - 38%;
  •          состояние здоровья - 15%.

Детским попыткам самоубийств могут предшествовать: вина и стыд за проступки; насилие; развод родителей; алкоголизм или амбивалентное отношение матери; потеря близких, а также гиперопека или заброшенность.

         Мотивы часто не соответствуют причинам, для каждого суицидента самоубийство имеет личностный смысл, причем не смертельный, а вполне жизненный. Подростковые попытки бывают продиктованы мотивами манипулирования, контроля над другими и нежеланием умереть.

Мифы

1. «У самоубийцы нарушена психика». Лишь 15-20% совершивших самоубийство психически нездоровы.

2. «Это особый склад характера: чувствительные, меланхоличные
и эксцентричные люди». Мысли о самоубийстве могут возникнуть у любого человека.

3. «Существует влечение к самоубийству, однажды возникнув, такие мысли не отступят». Именно в этом случае можно говорить о невротическом состоянии,
а такие представления объясняются страхом перед неведомым и запретным.

4. «Существует наследственная предрасположенность к суициду». Возможно суицидальное подражание у ближайшего окружения, но генетической предрасположенности не существует.

5. «Тот, кто действительно решает лишить себя жизни, вряд ли будет предупреждать об этом окружающих». Истинность намерений всегда проверить очень сложно, разговоры собственной смерти - это признак кризиса.

Рекомендации взрослым по оказанию помощи подростку в кризисной ситуации.

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. Помогите своему ребенку избежать депрессии. Что можно предпринять?

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.  Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны  и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные  на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

 

Родителям важно

  •          Воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
  •          Каждую трудную ситуацию не оставлять без внимания, анализировать вместе с ребенком.
  •          Обсуждать с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
  •          Дать ребенку рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.      
  •          Обращать внимание на малейшие изменения в поведении детей, обращаться за консультативной помощью к педагогу-психологу.