Преемственность дошкольного и I ступени общего среднего образования
Нормативные документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования на 2021/2022 учебный год
Преемственность в работе дошкольного, общего среднего образования и семьи – основа подготовки первоклассников
За последние годы произошли достаточно значимые изменения в дошкольном и общем среднем образовании. На нормативном уровне изменения нашли отражение в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Положении об учреждении дошкольного образования, учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, образовательных стандартах дошкольного образования.
Как правило, когда говорят о преемственности дошкольного и общего среднего образования, на первый план выходит проблема готовности детей к обучению в школе. Основная цель дошкольного образования – разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Однако можно замечать, когда часто эта цель заменяется достаточно узко понимаемыми задачами подготовки – научить читать, писать и считать.
Преемственность должна обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду. При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделит приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.
Задачи дошкольного звена можно сформулировать следующим образом:
- приобщать детей к здоровому образу жизни;
- обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создавать условия для разнообразной деятельности;
- развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению, компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе;
- включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формировать знания об окружающем мире; - стимулировать познавательную и игровую активность детей в разных видах деятельности.
Задачи начального школьного звена:
- формировать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регулирование своего поведения в соответствии с ним;
- развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
- формировать желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;
- развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Содержательные компоненты преемственности:
Эмоциональный – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности, как воспитанника, так и ученика в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.
Деятельностный – обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.
Содержательный – правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-нравственное и личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Эстетическое развитие», установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.
Коммуникативный – учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.
Педагогический – постановка в центр образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и общество, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.
Открытые учебные занятия
14.12.2021Первый раз в первый класс. Советы педагога-психолога родителям.

Начало школьных занятий – это самый ответственный период жизни первоклассника. Кончилась беззаботная жизнь, предстоят довольно сложные и серьезные испытания. Ребенок вступает в новый коллектив, надо подчиниться его дисциплине, приспособиться к новому режиму. Человек еще маленький, а обязанностей становится много, нагрузка на организм ребенка большая. Главное здесь переход от игры к труду, труду каждодневному, обязательному, длительному. Этот переход от игры к труду дается нелегко даже тем детям, которые подготовились к нему в детских учреждениях.
Поэтому готовить к школе нужно всех детей, но, прежде всего тех, которые не посещают детский сад. Это вовсе не означает, что родители должны заменить учителя – ведь они не владеют методикой обучения, чтения и письма, которая принята в современной школе; тем не менее, мамы и папы должны постараться ежедневно заниматься с ребенком, чтобы приучить будущего школьника к усидчивости, тренировать его внимание. Первоклассник должен уметь сосредотачивать внимание непрерывно в течение 15-20 минут.
Следует уделить особое внимание развитию кисти руки ребенка. Физиологи доказали, что ей принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении одной из его функций – речи ребенка. Хорошо развивает кисть руки рисование, лепка из пластилина.
Необходимо обратить внимание на речь ребенка. Ее развитию и совершенствованию помогает заучивание песен, прослушивание стихотворений, сказок, рассказов. Во время рассказа обращайте внимание ребенка на правильное произношение звуков и понимание содержания. Если у ребенка есть дефекты речи, заикание, неправильное произношение звуков, то это затруднит его обучение. Поэтому для правильного формирования навыков чтения важно еще до школы устранить у ребенка эти дефекты и обратиться за помощью к логопеду.
Один или два раза в неделю нужно заниматься подготовкой к письму. Следует помнить, что ребенок не может писать непрерывно более трех минут: он устает, появляются ошибки, поэтому через 2-3 минуты делайте перерывы. Занятия должны быть непродолжительными, лучше, если они будут проходить в игровой форме с обязательными перерывами. Малыша необходимо хвалить даже за небольшие успехи.
Готовьте ребенка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Чаще вспоминайте свое детство – это хорошая школа жизни.
Первый год обучения – это период адаптации ребенка к новым жизненным условиям и протекает он по-разному. Многие первоклассники долго не могут привыкнуть к новой обстановке. Им трудно сидеть на уроках, выполнять своевременно все задания. Некоторые ребята не способны наладить положительные взаимоотношения со своими сверстниками, либо с учителем, им нелегко освоиться в новом коллективе. Часть детей испытывают затруднения в учебе, не справляются с учебной нагрузкой.
В ответ на новые требования к школе, в первые месяцы у ребенка могут появиться жалобы на усталость, головные боли, раздражительность, плаксивость, нарушается сон, нередко появляется чувство страха. Возникновение многих из перечисленных трудностей определяется индивидуальными особенностями ребенка.
Выполняя эти рекомендации, уважаемые родители, вы поможете своему ребенку успешно вступить в новый период его жизни, учение не будет мучением ни для ребенка, ни для вас!