РУС БЕЛ ENG

Вниманию учащихся и их родителей!

15.03.2022
В 2022/2023 учебном году планируется сформировать в X классах профильные группы педагогической и аграрной направленности

Профильная группа педагогической направленности
Ориентирована на получение педагогических специальностей. Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 6 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 7 баллов.
На повышенном уровне могут изучаться те учебные предметы, учителем которого планируется стать в будущем.
Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.03.2017 № 27).
При поступлении в учреждения высшего образования на педагогические специальности выпускники профильных классов педагогической направленности в приемную комиссию предоставляют рекомендацию педагогического совета УОСО (пункт 13 Правил приема лиц для получения высшего образования I ступени, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80).

ЛЬГОТЫ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В БГПУ

Без вступительных испытаний зачисляются (п. 24 Правил приема) лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) педагогической направленности учреждений общего среднего образования, при наличии в документе об образовании отметок не ниже 7 (семи) баллов по всем учебным предметам и отметок не ниже 8 (восьми) баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных испытаний, при поступлении на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования (при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они закончили, и по результатам собеседования, проводимого УВО в порядке, устанавливаемом Министерством образования), при условии последующей обязательной работы по распределению после получения высшего образования в дневной форме за счет средств бюджета не менее пяти лет.

Перечень педагогических специальностей, на которые зачисляют без вступительных испытаний выпускники педагогических классов
Приложение к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 16.03.2017 № 21 (в редакции постановления Министерства образования от 14.04.2018 № 24) Перечень педагогических специальностей, при поступлении на которые зачисляются е учреждения высшего образования Республики Беларусь без вступительных испытаний лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) педагогической направленности учреждений общего среднего образования, при наличии в документе об образовании отметок не ниже 7 (семи) баллов по всем учебным предметам и отметок не ниже 8 (восьми) баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных вступительных испытаний (при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они закончили, и по результатам собеседования, проводимого учреждением высшего образования Республики Беларусь в порядке, устанавливаемом Министерством образования Республики Беларусь), при условии последующей обязательной работы по распределению после получения высшего образования I ступени в дневной форме за счет средств республиканского бюджета не менее пяти лет

  • Дошкольное образование
  • Начальное образование
  • История и обществоведческие дисциплины
  • Белорусский язык и литература
  • Русский язык и литература
  • Белорусский язык и литература. Иностранный язык
  • Русский язык и литература. Иностранный язык
  • Биология и химия
  • Биология и география
  • Математика и информатика
  • Физика и информатика
  • Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность
  • Физическая культура (лечебная)
  • Спортивно-педагогическая деятельность (спортивная режиссура)
  • Сурдопедагогика
  • Тифлопедагогика
  • Олигофренопедагогика
  • Социальная педагогика
  • Социальная и психолого-педагогическая помощь

Для поступления без экзаменов на перечисленные выше педагогические специальности абитуриенты предоставляют в приемную комиссию рекомендацию педагогического совета учреждения образования, которое они закончили.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ К СОБЕСЕДОВАНИЮ с абитуриентами из числа выпускников профильных классов (групп) педагогической направленности учреждений общего среднего образования, поступающих на педагогические специальности высшего образования I ступени в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16 марта 2017 г. № 22

Вопросы составлены в соответствии с учебной программой факультативных занятий “Введение в педагогическую профессию“ для учащихся X–XI классов учреждений общего среднего образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 марта 2017 г. № 27

Модуль 1. ”В мире педагогической профессии“ (10 класс)
Модуль 2. ”Человек познающий: практическая психология познания“ (10 класс)
1. Почему Вы решили выбрать педагогическую профессию/ конкретную педагогическую специальность?
2. Что Вам кажется наиболее привлекательным в профессии педагога/тренера?
3. В чем, на ваш взгляд, заключается социальная значимость педагогической профессии?
4. Каково, на ваш взгляд, главное предназначение учителя/тренера?
5. Каков престиж профессии педагога в современном обществе? Как, на Ваш взгляд, можно поднять престиж педагогической профессии?
6. Какими вы обладаете личностными и деловыми качествами, значимыми для педагогической профессии?
7. Что такое педагогическая профессия? Каково ее место среди других профессий?
8. Что Вы можете сказать об основных этапах становления и развития педагогической профессии?
9. Назовите выдающихся педагогов разных исторических эпох.
10. В чем, на Ваш взгляд, специфика педагогической профессии?
11. Раскройте тезис: ”Учитель и ученик – субъекты педагогического взаимодействия“.
12. Назовите плюсы и минусы педагогической профессии.
13. Что такое педагогическая деятельность?
14. Что должен уметь педагог? Какими профессионально важными качествами должен обладать педагог?
15. Как раскрывается образ педагога в произведениях литературы, искусства, кино?
16. Из каких компонентов складывается имидж современного педагога?
17. Что входит в зону профессиональной ответственности педагога?
18. Какие педагогические специальности существуют в настоящее время?
19. Какие новые педагогические специальности и квалификации могут появиться, на Ваш взгляд, в будущем?
20. Что интересного Вы можете рассказать иностранцу об устройстве системы образования в нашей стране?
21. Как Вы различаете понятия ”познание“ и ”самопознание“?
22. Как Вы понимаете тезис о том, что педагог – это лидер?
23. Назовите основные пункты разработанной Вами стратегии профессионального и личностного саморазвития.
24. Как Вы понимаете термин ”когнитивные процессы“?
25. Охарактеризуйте процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Какие вы знаете приемы рационального запоминания?
26. Чем отличаются практическое (наглядно-действенное и нагляднообразное) и теоретическое (образное и понятийное) мышление?
27. Что такое ”воображение“? Какова роль воображения в педагогической деятельности?
28. Как Вы различаете понятия ”речь“ и ”язык“? Охарактеризуйте функцию речи как средства общения и мышления.
29. Какой смысл Вы вкладываете в понятие ”педагогические способности“?
30. Какой стиль педагогического общения (директивный, защитный, понимающий или уступчивый) наиболее близок вашему характеру и, по Вашему мнению, подойдет вам как будущему учителю?

Модуль 3. ”Я в педагогической профессии“ (11 класс)
Модуль 4. ”Познай самого себя“ (11 класс)
1. Каково значение эмпатии в деятельности педагога/ тренера?
2. В чем состоит различие между понятиями ”индивид“, ”личность“, ”индивидуальность“?
3. Что такое ”рефлексивные способности“ педагога? Можно ли их развивать?
4. Какие типы темперамента вы знаете?
5. Что такое Я-концепция?
6. Какая стратегия поведения педагога в конфликте, по вашему мнению, является самой эффективной?
7. Какие причины конфликтов в социально-педагогической среде вы можете назвать?
8. В каких педагогических пробах Вы участвовали? Какие из них были для Вас наиболее сложными?
9. Что такое психологическая защита? Какие механизмы психологической защиты вы можете назвать?
10. Что такое самооценка и как она влияет на поступки, поведение, специфику общения человека?
11. Назовите основные особенности личности подростка.
12. Что такое воля, и каково ее значение в личности педагога? Как вы можете объяснить высказывание Вильяма Шекспира: ”Наша личность – это сад, а наша воля – его садовник“?
13. Назовите свои основные достижения в учебе и других сферах деятельности (участие в выставках, олимпиадах, конкурсах и т. п.).
14. Что такое эмоции? Какие положительные и негативные эмоции вы можете назвать?
15. Какие типы темпераментов вы можете назвать? По вашему мнению, влияет ли тип темперамента на успешность в профессиональной деятельности педагога?
16. Что такое потребности? Как вы можете охарактеризовать основные потребности учащегося первого класса и потребности учащегося десятого класса?
17. ”Осознание мотивов деятельности напрямую связано с определением смысла выполняемой деятельности“. Объясните, как вы понимаете данное утверждение.
18. Назовите качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности педагога.
19. Для чего педагогу необходимы ”гностические способности“?
20. Что такое ”портфолио педагога“? Из каких частей складывается Ваш портфолио? Какими достижениями Вы особенно гордитесь?
21. К каким последствиям могут приводить ошибки педагога?
22. Как Вы различаете понятия ”ощущения“ и ”восприятие“?
23. Какие виды внимания Вы знаете? Как поддерживать внимание обучающихся?
24. Что Вы можете рассказать об организаторских способностях педагога?
25. В каких общественных делах, внеклассных и внешкольных мероприятиях Вы участвовали?
26. В чем проявляются коммуникативные способности педагога?
27. Важно ли учителю уметь различать нормативное, альтруистическое, асоциальное поведение у учащихся? Почему?
28. Каким вы видите свое профессиональное будущее (планы после окончания университета)?
29. Объясните понятия ”самоорганизация“, ”самоменеджмент“, ”таймменеджмент“ в отношении к педагогической деятельности.
30. Что такое стресс? Как совладающее поведение помогает педагогу справиться с трудностями?

КРИТЕРИИ ПРОХОЖДЕНИЯ (НЕПРОХОЖДЕНИЯ) СОБЕСЕДОВАНИЯ
Абитуриент прошел собеседование (достаточный уровень) – знает существенные признаки педагогических понятий, явлений, связей между ними, может продемонстрировать применение знаний, полученных в ходе изучения факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» для учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования, на примере собственных педагогических проб.
Ответ абитуриента полный, правильный, логичный, содержит собственные суждения. Абитуриент демонстрирует внутреннюю мотивацию и интерес к освоению педагогической профессии. Может представить структуру и описать содержание портфолио «Я – педагог”.
Абитуриент не прошел собеседование (недостаточный уровень) – дает фрагментарный ответ, обусловленный неполными представлениями, содержащий отрывочные сведения, полученные в ходе изучения факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» для учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования, не может продемонстрировать применение полученных знаний на примере собственных педагогических проб.
Абитуриент не мотивирован на получение педагогической профессии или демонстрирует исключительно внешнюю мотивацию. Не может представить структуру и описать содержание портфолио «Я – педагог».

Подробнее на сайте БГПУ им. М, Танка

Профильная группа аграрной направленности
Ориентирована на получение сельскохозяйственных (аграрных) профессий.
Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 5 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 6 баллов (пункт 43-1 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283).
На повышенном уровне изучаются учебные предметы, которые являются предметами вступительных испытаний для поступления в учреждения высшего, среднего специального образования аграрной направленности.
Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в аграрные профессии» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 04.07.2018 № 58).

УСЛОВИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В УВО ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ АГРОКЛАССОВ

Согласно Указу Президента Республики Беларусь в целях совершенствования вступительной кампании в учреждения высшего и среднего специального образования в п. 24 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 80 «О правилах приема лиц для получения высшего образования I ступени» внесены изменения (дополнения) следующего содержания:

Без вступительных испытаний зачисляются:
«… лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) аграрной направленности учреждений общего среднего образования, при наличии в документе об образовании отметок не ниже 7 (семи) баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных испытаний, при поступлении на условиях целевой подготовки специалистов на сельскохозяйственные специальности, перечень которых устанавливается Министерством сельского хозяйства и продовольствия по согласованию с Министерством образования (по результатам собеседования, проводимого УВО в порядке, устанавливаемом Министерством сельского хозяйства и продовольствия по согласованию с Министерством образования)”.

Предметами профильных испытаний в БГАТУ при поступлении на технические специальности являются математика и физика, на экономическую специальность – математика и иностранный язык.

Перечень сельскохозяйственных специальностей БГАТУ:

  • Техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства;
  • Техническое обеспечение процессов хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
  • Управление охраной труда в сельском хозяйстве;
  • Ремонтно-обслуживающее производство в сельском хозяйстве;
  • Энергетическое обеспечение сельского хозяйства (электроэнергетика);
  • Энергетическое обеспечение сельского хозяйства (теплооэнергетика);
  • Экономика и организация производства в отраслях агропромышленного комплекса.

Будьте готовы к тому, что документы для поступления в университет на льготных условиях нужно будет подавать в первые три дня приема документов.

Целевая подготовка направлена на решение следующих задач:

  • персонализация обучения;
  • создание для абитуриентов дополнительной возможности выбора при поступлении;
  • возможность для работодателя персонализировать заказ кадров, а также «закрепить их на местах».

Выпускники агроклассов – это не просто абитуриенты, у которых есть на руках договор о целевой подготовке, а это лица, которые поступают на бюджетные места при удовлетворении требований по отметкам в 7 баллов без вступительных испытаний.

Что дает абитуриенту целевой договор?
Целевой договор – это гарантированная возможность получить первое рабочее место и закрепиться на нем.
Целевой договор – это возможность заранее выбрать место работы, взвесив все «за» и «против». Это возможность работать рядом с домом, вести привычный уклад жизни, или наоборот – сменить обстановку, почувствовать себя самостоятельным и независимым от родителей. Кстати о родителях. Именно они могут, пользуясь своими опытом, помочь вам заключить целевой договор с хорошим, крепко стоящим на ногах, хозяйством.
Стипендия у «целевиков» такая же, как и у остальных студентов-бюджетников. Кроме того, многие организации производят ежемесячную доплату к стипендии, и, как правило, размер этой доплаты связан с успеваемостью: чем выше успеваемость, тем выше дополнительная стипендия. Это создает мощный стимул к учебе у студента, а работодатель получает впоследствии более подготовленного специалиста.
Целевая подготовка – это практикоориентированность на высоком уровне. Она позволяет готовить студента для работы в конкретной организации. Человек, осваивая вместе с другими студентами общую учебную программу, и теоретическую подготовку проходит вместе со всеми. Но практическая составляющая — курсовые работы (проекты), дипломные работы (проекты), производственные практики — будет проходить на базе организаций, где выпускник в дальнейшем будет работать.
Работа в сельском хозяйстве – это тот бесценный опыт, который так необходим любому работодателю, если вы решите в дальнейшем сменить место или род деятельности.
И, наконец, если вы амбициозны и нацелены на карьерный рост в органах государственного управления, то целевой договор и работа в сельском хозяйстве – это точно для вас, так как грамотный молодой специалист в сельскохозяйственной организации гораздо заметнее, чем на заводе или стройке.

Целевой договор

  • заключается между 3 сторонами: гражданином (абитуриентом), заказчиком и университетом;

заказчиком могут выступать:

  •  сельскохозяйственная организация;
  •  районное управление по сельскому хозяйству и продовольствию;
  •  комитет по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома;
  • заключить целевой договор можно с одним из заказчиков по месту нахождения заказчика или в приемной комиссии БГАТУ во время подачи документов.

Пдробнее на сайте БГАТУ