Ученикам

ВНИМАНИЕ! МОШЕННИЧЕСТВО!

08.06.2022
В 2022 году в подростковой и молодежной среде участились случаи совершения мошенничеств под предлогом оказания помощи родственникам, которые якобы стали виновниками совершения дорожно-транспортного происшествия и для возмещения ущерба либо непривлечения их к ответственности необходимо передать крупную сумму денег.
развернуть

Справочно. Злоумышленники осуществляли звонки посредством IР-телефонии с абонентских номеров различных стран (Республика Молдова, Латвийская Республика, Литовская Республика, Российская Федерация, Эстонская Республика, Республика Армения и др.). Как правило, звонки поступали на стационарные телефоны. Неизвестные убеждали человека поверить, что ему действительно звонит его близкий родственник, который оказался в беде. После непродолжительного разговора мошенники просили сообщить номер мобильного телефона для продолжения беседы и не прерывать при этом связь по стационарному телефону, чтобы до данного гражданина никто не мог дозвониться. Через некоторое время к разговору подключался другой человек, который представлялся следователем и продолжал «разыгрывать спектакль».

Для доверчивых граждан мошенники подыскивали курьеров, которые забирали деньги либо просили перевести средства международным переводом. Особую тревогу вызывает тот факт, что в данную преступную схему в качестве курьеров все чаще вовлекаются несовершеннолетние. Подобную подработку подростки находят в мессенджере «Телеграмм». В ходе переписки им предлагают забрать денежные средства у одного лица, передать их другому и получить за это в качестве оплаты 15% от суммы денег, которые передавались. Также предоставляется и инструкция о правилах поведения при общении с гражданами и методах конспирации.

В 2022 году несовершеннолетними и при их участии уже совершено 11 подобных преступлений, 9 из которых – в мае текущего года.

В указанных случаях несовершеннолетние курьеры отвечают по закону наравне с другими участниками преступных схем.

Возраст привлечения к уголовной ответственности за мошенничество (статья 209 УК Республики Беларусь) – с 16 лет. Санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет.

IMG_20220607_100650_411

свернуть

Трудоустройство молодёжи в свободное время

14.05.2022

Трудоустройство учащихся учреждений образования в свободное от учебы время при содействии службы занятости

15.04.2022
Государственной службой занятости организация временной трудовой занятости молодежи осуществляется в соответствии с Положением о порядке организации и финансирования временной трудовой занятости молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 июня 2010 г. № 958.
развернуть

Расходы бюджетных организаций и организаций, имущество которых находится в республиканской или коммунальной собственности, на организацию временной трудовой занятости молодежи финансируются из средств бюджета фонда, которые могут быть направлены на приобретение спецодежды, инвентаря, инструмента, материалов, бланков трудовых книжек, оплату труда молодежи.

Регистрация молодежи, желающей поработать в свободное от учебы время, осуществляется при личном обращении молодых граждан в управлениях по труду, занятости и социальной защите райисполкома. При себе необходимо иметь паспорт и справку, подтверждающую обучение в учреждении образования.

Также учащаяся молодежь может быть трудоустроена службой занятости индивидуально на временную или постоянную работу в организации любых форм собственности на заявленные нанимателями вакансии (без финансирования затрат на временную занятость молодежь из средств бюджета фонда).

Перечень организаций и предприятий, трудоустраивающих молодежь, обучающуюся в учреждениях образования, в свободное от учебы время, включая период летних каникул, а также сведения о выполняемых работах, размере оплаты труда и другую информацию можно уточнить на Информационном портале государственной службы занятости населения http://gsz.gov.by/registration/services/public/list/, сайте Крупского райисполкома либо непосредственно в управлении по труду, занятости и социальной защите райисполкома.

Документы, необходимые для трудоустройства:
– направление на работу службы занятости;
– паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
– справка, подтверждающая обучение в учреждении образования;
– медицинская справка о состоянии здоровья (форма 1 здр/у-1-);
– письменное согласие одного из родителей (усыновителей, попечителей) для лиц в возрасте от 14 до 16 лет;
– трудовая книжка при её наличии;
– заявление о приёме на работу.

Продолжительность рабочего времени учащейся молодежи:
В период каникул:
в возрасте от 14 до 16 лет: – не более 23 часов в неделю
– не более 4 часов 36 минут в день
в возрасте от 16 до 18 лет: – не более 35 часов в неделю
– не более 7 часов в день

Перечень организаций Крупского района, готовых принимать на работу учащуюся молодежь в период летних каникул 2022 года

свернуть

Телефоны доверия

Вы совсем запутались и не видите выхода… У вас что-то случилось и вам трудно справиться одному… Вы не знаете, кому рассказать о своих страхах… Вы не знаете, как поступить в трудной ситуации…
развернуть

Позвоните на «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ»

5-72-75

     с 8.00 до 16.00       

УЗ «Крупская ЦРБ»  

54-00-4

5-73-90

с 8.00 до 17.00  

ГУ «Крупский ТЦСОН»

8-801-100-16-11

(круглосуточно)

Общенациональный телефон психологической помощи несовершеннолетним «Детская линия помощи»

8-017-270-24-01

(круглосуточно)

8-029-899-04-01 (МТС)

(с возможностью      обращения через мессенджеры: Вайбер, Телеграм, Ватсап)

Областная экстренная психологическая служба для взрослых

(Помощь оказывается бесплатно и анонимно, без ограничений по возрасту, полу, национальности, месту жительства, состоянию здоровья)

(8029) 899-04-01 (МТС)

(круглосуточно)

Служба экстренной психологической помощи и «Телефон доверия»
УЗ «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология»

 

С проблемами можно также обратиться в Республиканский центр психологической помощи (+375 17 300 1006).

свернуть

Вниманию учащихся и их родителей!

15.03.2022
В 2022/2023 учебном году планируется сформировать в X классах профильные группы педагогической и аграрной направленности
развернуть

Профильная группа педагогической направленности
Ориентирована на получение педагогических специальностей. Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 6 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 7 баллов.
На повышенном уровне могут изучаться те учебные предметы, учителем которого планируется стать в будущем.
Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.03.2017 № 27).
При поступлении в учреждения высшего образования на педагогические специальности выпускники профильных классов педагогической направленности в приемную комиссию предоставляют рекомендацию педагогического совета УОСО (пункт 13 Правил приема лиц для получения высшего образования I ступени, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80).

ЛЬГОТЫ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В БГПУ

Без вступительных испытаний зачисляются (п. 24 Правил приема) лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) педагогической направленности учреждений общего среднего образования, при наличии в документе об образовании отметок не ниже 7 (семи) баллов по всем учебным предметам и отметок не ниже 8 (восьми) баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных испытаний, при поступлении на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования (при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они закончили, и по результатам собеседования, проводимого УВО в порядке, устанавливаемом Министерством образования), при условии последующей обязательной работы по распределению после получения высшего образования в дневной форме за счет средств бюджета не менее пяти лет.

Перечень педагогических специальностей, на которые зачисляют без вступительных испытаний выпускники педагогических классов
Приложение к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 16.03.2017 № 21 (в редакции постановления Министерства образования от 14.04.2018 № 24) Перечень педагогических специальностей, при поступлении на которые зачисляются е учреждения высшего образования Республики Беларусь без вступительных испытаний лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) педагогической направленности учреждений общего среднего образования, при наличии в документе об образовании отметок не ниже 7 (семи) баллов по всем учебным предметам и отметок не ниже 8 (восьми) баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных вступительных испытаний (при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они закончили, и по результатам собеседования, проводимого учреждением высшего образования Республики Беларусь в порядке, устанавливаемом Министерством образования Республики Беларусь), при условии последующей обязательной работы по распределению после получения высшего образования I ступени в дневной форме за счет средств республиканского бюджета не менее пяти лет

  • Дошкольное образование
  • Начальное образование
  • История и обществоведческие дисциплины
  • Белорусский язык и литература
  • Русский язык и литература
  • Белорусский язык и литература. Иностранный язык
  • Русский язык и литература. Иностранный язык
  • Биология и химия
  • Биология и география
  • Математика и информатика
  • Физика и информатика
  • Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность
  • Физическая культура (лечебная)
  • Спортивно-педагогическая деятельность (спортивная режиссура)
  • Сурдопедагогика
  • Тифлопедагогика
  • Олигофренопедагогика
  • Социальная педагогика
  • Социальная и психолого-педагогическая помощь

Для поступления без экзаменов на перечисленные выше педагогические специальности абитуриенты предоставляют в приемную комиссию рекомендацию педагогического совета учреждения образования, которое они закончили.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ К СОБЕСЕДОВАНИЮ с абитуриентами из числа выпускников профильных классов (групп) педагогической направленности учреждений общего среднего образования, поступающих на педагогические специальности высшего образования I ступени в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16 марта 2017 г. № 22

Вопросы составлены в соответствии с учебной программой факультативных занятий “Введение в педагогическую профессию“ для учащихся X–XI классов учреждений общего среднего образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 марта 2017 г. № 27

Модуль 1. ”В мире педагогической профессии“ (10 класс)
Модуль 2. ”Человек познающий: практическая психология познания“ (10 класс)
1. Почему Вы решили выбрать педагогическую профессию/ конкретную педагогическую специальность?
2. Что Вам кажется наиболее привлекательным в профессии педагога/тренера?
3. В чем, на ваш взгляд, заключается социальная значимость педагогической профессии?
4. Каково, на ваш взгляд, главное предназначение учителя/тренера?
5. Каков престиж профессии педагога в современном обществе? Как, на Ваш взгляд, можно поднять престиж педагогической профессии?
6. Какими вы обладаете личностными и деловыми качествами, значимыми для педагогической профессии?
7. Что такое педагогическая профессия? Каково ее место среди других профессий?
8. Что Вы можете сказать об основных этапах становления и развития педагогической профессии?
9. Назовите выдающихся педагогов разных исторических эпох.
10. В чем, на Ваш взгляд, специфика педагогической профессии?
11. Раскройте тезис: ”Учитель и ученик – субъекты педагогического взаимодействия“.
12. Назовите плюсы и минусы педагогической профессии.
13. Что такое педагогическая деятельность?
14. Что должен уметь педагог? Какими профессионально важными качествами должен обладать педагог?
15. Как раскрывается образ педагога в произведениях литературы, искусства, кино?
16. Из каких компонентов складывается имидж современного педагога?
17. Что входит в зону профессиональной ответственности педагога?
18. Какие педагогические специальности существуют в настоящее время?
19. Какие новые педагогические специальности и квалификации могут появиться, на Ваш взгляд, в будущем?
20. Что интересного Вы можете рассказать иностранцу об устройстве системы образования в нашей стране?
21. Как Вы различаете понятия ”познание“ и ”самопознание“?
22. Как Вы понимаете тезис о том, что педагог – это лидер?
23. Назовите основные пункты разработанной Вами стратегии профессионального и личностного саморазвития.
24. Как Вы понимаете термин ”когнитивные процессы“?
25. Охарактеризуйте процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Какие вы знаете приемы рационального запоминания?
26. Чем отличаются практическое (наглядно-действенное и нагляднообразное) и теоретическое (образное и понятийное) мышление?
27. Что такое ”воображение“? Какова роль воображения в педагогической деятельности?
28. Как Вы различаете понятия ”речь“ и ”язык“? Охарактеризуйте функцию речи как средства общения и мышления.
29. Какой смысл Вы вкладываете в понятие ”педагогические способности“?
30. Какой стиль педагогического общения (директивный, защитный, понимающий или уступчивый) наиболее близок вашему характеру и, по Вашему мнению, подойдет вам как будущему учителю?

Модуль 3. ”Я в педагогической профессии“ (11 класс)
Модуль 4. ”Познай самого себя“ (11 класс)
1. Каково значение эмпатии в деятельности педагога/ тренера?
2. В чем состоит различие между понятиями ”индивид“, ”личность“, ”индивидуальность“?
3. Что такое ”рефлексивные способности“ педагога? Можно ли их развивать?
4. Какие типы темперамента вы знаете?
5. Что такое Я-концепция?
6. Какая стратегия поведения педагога в конфликте, по вашему мнению, является самой эффективной?
7. Какие причины конфликтов в социально-педагогической среде вы можете назвать?
8. В каких педагогических пробах Вы участвовали? Какие из них были для Вас наиболее сложными?
9. Что такое психологическая защита? Какие механизмы психологической защиты вы можете назвать?
10. Что такое самооценка и как она влияет на поступки, поведение, специфику общения человека?
11. Назовите основные особенности личности подростка.
12. Что такое воля, и каково ее значение в личности педагога? Как вы можете объяснить высказывание Вильяма Шекспира: ”Наша личность – это сад, а наша воля – его садовник“?
13. Назовите свои основные достижения в учебе и других сферах деятельности (участие в выставках, олимпиадах, конкурсах и т. п.).
14. Что такое эмоции? Какие положительные и негативные эмоции вы можете назвать?
15. Какие типы темпераментов вы можете назвать? По вашему мнению, влияет ли тип темперамента на успешность в профессиональной деятельности педагога?
16. Что такое потребности? Как вы можете охарактеризовать основные потребности учащегося первого класса и потребности учащегося десятого класса?
17. ”Осознание мотивов деятельности напрямую связано с определением смысла выполняемой деятельности“. Объясните, как вы понимаете данное утверждение.
18. Назовите качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности педагога.
19. Для чего педагогу необходимы ”гностические способности“?
20. Что такое ”портфолио педагога“? Из каких частей складывается Ваш портфолио? Какими достижениями Вы особенно гордитесь?
21. К каким последствиям могут приводить ошибки педагога?
22. Как Вы различаете понятия ”ощущения“ и ”восприятие“?
23. Какие виды внимания Вы знаете? Как поддерживать внимание обучающихся?
24. Что Вы можете рассказать об организаторских способностях педагога?
25. В каких общественных делах, внеклассных и внешкольных мероприятиях Вы участвовали?
26. В чем проявляются коммуникативные способности педагога?
27. Важно ли учителю уметь различать нормативное, альтруистическое, асоциальное поведение у учащихся? Почему?
28. Каким вы видите свое профессиональное будущее (планы после окончания университета)?
29. Объясните понятия ”самоорганизация“, ”самоменеджмент“, ”таймменеджмент“ в отношении к педагогической деятельности.
30. Что такое стресс? Как совладающее поведение помогает педагогу справиться с трудностями?

КРИТЕРИИ ПРОХОЖДЕНИЯ (НЕПРОХОЖДЕНИЯ) СОБЕСЕДОВАНИЯ
Абитуриент прошел собеседование (достаточный уровень) – знает существенные признаки педагогических понятий, явлений, связей между ними, может продемонстрировать применение знаний, полученных в ходе изучения факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» для учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования, на примере собственных педагогических проб.
Ответ абитуриента полный, правильный, логичный, содержит собственные суждения. Абитуриент демонстрирует внутреннюю мотивацию и интерес к освоению педагогической профессии. Может представить структуру и описать содержание портфолио «Я – педагог”.
Абитуриент не прошел собеседование (недостаточный уровень) – дает фрагментарный ответ, обусловленный неполными представлениями, содержащий отрывочные сведения, полученные в ходе изучения факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» для учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования, не может продемонстрировать применение полученных знаний на примере собственных педагогических проб.
Абитуриент не мотивирован на получение педагогической профессии или демонстрирует исключительно внешнюю мотивацию. Не может представить структуру и описать содержание портфолио «Я – педагог».

Подробнее на сайте БГПУ им. М, Танка

Профильная группа аграрной направленности
Ориентирована на получение сельскохозяйственных (аграрных) профессий.
Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 5 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 6 баллов (пункт 43-1 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283).
На повышенном уровне изучаются учебные предметы, которые являются предметами вступительных испытаний для поступления в учреждения высшего, среднего специального образования аграрной направленности.
Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в аграрные профессии» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 04.07.2018 № 58).

УСЛОВИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В УВО ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ АГРОКЛАССОВ

Согласно Указу Президента Республики Беларусь в целях совершенствования вступительной кампании в учреждения высшего и среднего специального образования в п. 24 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 80 «О правилах приема лиц для получения высшего образования I ступени» внесены изменения (дополнения) следующего содержания:

Без вступительных испытаний зачисляются:
«… лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) аграрной направленности учреждений общего среднего образования, при наличии в документе об образовании отметок не ниже 7 (семи) баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных испытаний, при поступлении на условиях целевой подготовки специалистов на сельскохозяйственные специальности, перечень которых устанавливается Министерством сельского хозяйства и продовольствия по согласованию с Министерством образования (по результатам собеседования, проводимого УВО в порядке, устанавливаемом Министерством сельского хозяйства и продовольствия по согласованию с Министерством образования)”.

Предметами профильных испытаний в БГАТУ при поступлении на технические специальности являются математика и физика, на экономическую специальность – математика и иностранный язык.

Перечень сельскохозяйственных специальностей БГАТУ:

  • Техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства;
  • Техническое обеспечение процессов хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
  • Управление охраной труда в сельском хозяйстве;
  • Ремонтно-обслуживающее производство в сельском хозяйстве;
  • Энергетическое обеспечение сельского хозяйства (электроэнергетика);
  • Энергетическое обеспечение сельского хозяйства (теплооэнергетика);
  • Экономика и организация производства в отраслях агропромышленного комплекса.

Будьте готовы к тому, что документы для поступления в университет на льготных условиях нужно будет подавать в первые три дня приема документов.

Целевая подготовка направлена на решение следующих задач:

  • персонализация обучения;
  • создание для абитуриентов дополнительной возможности выбора при поступлении;
  • возможность для работодателя персонализировать заказ кадров, а также «закрепить их на местах».

Выпускники агроклассов – это не просто абитуриенты, у которых есть на руках договор о целевой подготовке, а это лица, которые поступают на бюджетные места при удовлетворении требований по отметкам в 7 баллов без вступительных испытаний.

Что дает абитуриенту целевой договор?
Целевой договор – это гарантированная возможность получить первое рабочее место и закрепиться на нем.
Целевой договор – это возможность заранее выбрать место работы, взвесив все «за» и «против». Это возможность работать рядом с домом, вести привычный уклад жизни, или наоборот – сменить обстановку, почувствовать себя самостоятельным и независимым от родителей. Кстати о родителях. Именно они могут, пользуясь своими опытом, помочь вам заключить целевой договор с хорошим, крепко стоящим на ногах, хозяйством.
Стипендия у «целевиков» такая же, как и у остальных студентов-бюджетников. Кроме того, многие организации производят ежемесячную доплату к стипендии, и, как правило, размер этой доплаты связан с успеваемостью: чем выше успеваемость, тем выше дополнительная стипендия. Это создает мощный стимул к учебе у студента, а работодатель получает впоследствии более подготовленного специалиста.
Целевая подготовка – это практикоориентированность на высоком уровне. Она позволяет готовить студента для работы в конкретной организации. Человек, осваивая вместе с другими студентами общую учебную программу, и теоретическую подготовку проходит вместе со всеми. Но практическая составляющая — курсовые работы (проекты), дипломные работы (проекты), производственные практики — будет проходить на базе организаций, где выпускник в дальнейшем будет работать.
Работа в сельском хозяйстве – это тот бесценный опыт, который так необходим любому работодателю, если вы решите в дальнейшем сменить место или род деятельности.
И, наконец, если вы амбициозны и нацелены на карьерный рост в органах государственного управления, то целевой договор и работа в сельском хозяйстве – это точно для вас, так как грамотный молодой специалист в сельскохозяйственной организации гораздо заметнее, чем на заводе или стройке.

Целевой договор

  • заключается между 3 сторонами: гражданином (абитуриентом), заказчиком и университетом;

заказчиком могут выступать:

  •  сельскохозяйственная организация;
  •  районное управление по сельскому хозяйству и продовольствию;
  •  комитет по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома;
  • заключить целевой договор можно с одним из заказчиков по месту нахождения заказчика или в приемной комиссии БГАТУ во время подачи документов.

Пдробнее на сайте БГАТУ

свернуть

Особенности административной и уголовной ответственности несовершеннолетних

03.02.2022
Статья 4.2. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и статья 27 Уголовного кодекса Республики Беларусь
развернуть

Статья 4.2. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Возраст, с которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения возраста шестнадцати лет. Физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности только за:
1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);
2) оскорбление (статья 10.2);
3) мелкое хищение (статья 11.1);
4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);
5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);
6) мелкое хулиганство (статья 19.1).
2. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния не могло сознавать его фактический характер и противоправность.

Статья 27 Уголовного кодекса Республики Беларусь

Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:
убийство (статья 139), причинение смерти по неосторожности (статья 144), умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147), умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149), изнасилование (статья 166), насильственные действия сексуального характера (статья 167), похищение человека (статья 182), кражу (статья 205), грабеж (статья 206), разбой (статья 207), вымогательство (статья 208), хищение путем использования компьютерной техники (статья 212), угон автодорожного транспортного средства или маломерного водного судна (статья 214), умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья статьи 218), захват заложника (статья 291), хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294), умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309), хищение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (статья 327), незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (ч. 2-5 статьи 328) хулиганство (статья 339), заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340), осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341); побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413).
3. Не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, которое достигло предусмотренного частями 1 или 2 настоящей статьи возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния.

свернуть

Уголовный Кодекс Республики Беларусь

03.02.2022
Статья 328. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов
развернуть

1. Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов –
наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
2. Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов – наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом или без штрафа.
3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 327, 329 или 331 настоящего Кодекса, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств, психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей, лечебно-трудовом профилактории, в месте проведения массового мероприятия либо заведомо несовершеннолетнему – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом или без штрафа.
4. Действия, предусмотренные частями 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой либо сопряженные с изготовлением или переработкой наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов с использованием лабораторной посуды или лабораторного оборудования, предназначенных для химического синтеза, – наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет со штрафом или без штрафа.
5. Действия, предусмотренные частями 2–4 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, – наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати пяти лет со штрафом или без штрафа.

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги и активно способствовавшее выявлению или пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом этих средств, веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

свернуть

Об ответственности за участие в несанкционированных мероприятиях

Законом Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» четко определен порядок проведения таких инициатив. К ним относятся собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование. Любое несоблюдение установленных требований влечет административную либо уголовную ответственность.

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях

Статья 24.23. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий
1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, – влекут наложение штрафа в размере до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
2. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные организатором таких мероприятий, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до ста пятидесяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.
3. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
4. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.
5. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, – влекут наложение штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
6. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, – влекут наложение штрафа в размере от сорока до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин.
Подробнее: https://kodeksy-by.com/koap_rb/24.23.htm


Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях
Статья 19.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение
Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим возраста восемнадцати лет, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, а равно вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка, – влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин.
Подробнее: https://kodeksy-by.com/koap_rb/19.4.htm

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях
Статья 24.3. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, – влечет наложение штрафа в размере от двух до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Подробнее: https://kodeksy-by.com/koap_rb/24.3.htm

Следует отметить, что за совершение преступлений против государства, порядка управления и общественной безопасности предусмотрены строгие меры ответственности. Так, организация массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти на основании ч.1 ст. 293 УК повлечет за собой наказание в виде лишения свободы до 15 лет, а участие в совершении таких действий – в виде лишения свободы до 8 лет.

Если при проведении массовых мероприятий с нарушением установленного порядка по неосторожности наступит гибель людей, причинение тяжких телесных повреждений одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере, то в соответствии со ст.369-3 УК за такие деяния могут назначить наказание в виде ареста, или ограничения свободы на срок до 3 лет, или лишения свободы на тот же срок.
За организацию и подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них, если они будут связаны с неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекут нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений и организаций грозит наказание вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет (ст. 342 УК).

Ответственность вплоть до лишения свободы может наступить за сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка (ст.363 УК), а также за насилие либо угрозу применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел или его близких в целях воспрепятствования его законной деятельности (ст.364 УК).

Случаи публичных призывов к захвату государственной власти, насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, измене государству, совершению акта терроризма или диверсии, иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, являются основаниями для уголовной ответственности по ст. 361 УК. За перечисленные действия, совершенные с использованием СМИ или глобальной компьютерной сети Интернет, предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы до 5 лет.

Кроме уголовной и административной ответственности, законодательством установлено, что всякий, кто причинил вред гражданам и организациям во время проведения массовых мероприятий, обязан его возместить.

Уважаемые граждане! Напоминаем: организация и участие в несанкционированных массовых мероприятиях без разрешения на их проведение – незаконны.

Мы располагаем достаточным количеством сил и средств, чтобы противостоять не желающим соблюдать национальное законодательство.

Призываем проявить благоразумие и взаимоуважение!

 

свернуть

ПАМЯТКА

по безопасности жизнедеятельности, профилактике правонарушений в период осенних каникул 2021 года для учащихся государственного учреждения образования «Крупская районная гимназия» и их законных представителей
развернуть

Несовершеннолетним строго запрещено:

Играть вблизи водоёмов, ветхих зданий, на стройках.
В возрасте до 16 лет находиться в период с 23 до 6 часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо по их поручению совершеннолетних лиц.
Посещать ночные дискотеки, культурно-развлекательные (ночные) клубы после 22 часов.
Употреблять алкогольные напитки, слабоалкогольные напитки (пиво, тоник), наркотические, психотропные и другие одурманивающие вещества.
Курить, в том числе электронные сигареты.
Хранить и распространять наркотические, психотропные и другие одурманивающие вещества.
Выражаться нецензурно в общественном месте, оскорбительно приставать
к гражданам и совершать другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок.
Портить государственное имущество и личное имущество граждан.
Управлять транспортным средством, не имея права управления.
Передвигаться на велосипеде по проезжей части.
Переходить проезжую часть в неустановленном месте, а также в наушниках,
в капюшоне, отвлекаться на мобильное устройство.
Находясь дома, открывать дверь незнакомым людям.
Разговаривать с незнакомыми людьми, садиться в транспорт.
Подходить, трогать руками подозрительные предметы.
Присваивать себе чужое имущество, найденные вещи.
Увлекаться длительным просмотром телевизора, многочасовой работой
за компьютером, телефоном.

Несовершеннолетние обязаны:
Всегда сообщать родителям о своем местонахождении.
В период с 23 до 6 часов находиться дома.
Соблюдать правила дорожного движения.
Соблюдать правила пожарной безопасности в жилых помещениях.
Соблюдать технику безопасности при пользовании газовыми и электрическими приборами.
Обозначить себя световозвращающими элементами для безопасности передвижения в темное время суток.
Знать телефоны экстренных служб: МЧС 101,112, РОВД 102, скорая помощь 103.

свернуть

Информация о способах преодоления и лечения никотиновой зависимости

Курение табака занимает первое место в мире среди предотвратимых причин смертности.
развернуть

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) констатирует, что курение табака убивает до половины людей, которые его употребляют. По данным ВОЗ, за весь XX век табакокурение явилось причиной преждевременной смерти 100 миллионов человек по всему миру и в XXI веке их число возрастёт до миллиарда.

Люди, находящиеся рядом с курильщиками и вынужденные вдыхать табачный дым, заболевают раком столь же часто, как и курящие. Безопасного уровня воздействия вторичного табачного дыма не существует.

По степени опасности для здоровья и по уровню негативного влияния на организм человека курение можно сравнить с алкогольной или наркотической зависимостью. Разрушительное действие этой вредной привычки человек ощущает далеко не сразу – именно поэтому многие курильщики не желают признавать факт медленного уничтожения своего собственного здоровья. Они утверждают, что не зависят от регулярных перекуров, но это в корне не так. Доказательством может служить то, насколько трудно бывает отказаться от вожделенной сигареты.

Постепенно курильщик становится зависимым от сигареты. Выкуренная сигарета позволяет лучше сосредоточиться, снять напряжение, приносит удовольствие. Но  организм человека  требует постоянного поступления никотина, а в случае отказа от курения возникают агрессия и раздражительность, проблемы со сном, снижение концентрации внимания, подавленное настроение, повышение аппетита и невыносимое желание покурить.

Негативно отражаются на состоянии здоровья  людей и  употребление ими нетабачных никотиносодержащих изделий,   которые  предназначены  для сосания, жевания или нюханья.

Около 90% взрослых курильщиков пытаются прекратить курить самостоятельно. Причиной этому обычно являются проблемы со здоровьем, забота о здоровье семьи или будущем ребенке, желание быть примером для детей, освобождение от зависимости, давление окружающих и желание улучшить свой внешний вид. В то же время около 70% прекративших курение в течение 3 месяцев, как правило, возобновляют курение. В начальный период после отказа от курения человек подвержен перепадам настроения, бессоннице, поэтому перед тем, как бросить курить, особенно важно проконсультироваться с врачом и первое время сохранять с ним контакт.

После трех безуспешных самостоятельных попыток прекратить курение рекомендуется прибегнуть к психотерапевтическому и лекарственному лечению зависимости от никотина.

Лица, которые желают бросить курение, могут получить консультацию по данному вопросу у врача-психиатра-нарколога или врача-психотерапевта. Наркологические кабинеты для лечения пациентов с табачной зависимостью имеются во всех областных центрах, а также входят в состав областных (городских) наркологических диспансеров (список организаций, осуществляющих лечение  табачной зависимости прилагается).

Врач-психиатр-нарколог консультирует пациента, проводит при необходимости его обследование и даёт рекомендации как бросить курить. При необходимости назначает курс лечения. Лечение проводится амбулаторно, анонимно и в  основном на платной основе.

Лечение  табачной зависимости  – это очень важный и сложный шаг в жизни каждого человека, страдающего такой формой зависимости. Основная причина заключается в отсутствии свободы, в постоянной необходимости иметь под рукой пачку сигарет. В противном случае человек чувствует легкое раздражение и волнение, которое способно перерасти в более сильную агрессию и нервозность.

Еще одной, более весомой причиной является состояние здоровья человека. Легкие в быстром темпе засоряются вредными веществами, развивается сильный кашель, происходит изменение голоса. Кожа приобретает желтый оттенок, начинается сильная одышка при физической активности. Организм стареет гораздо быстрее, чем у некурящего человека. Дальнейшее курение грозит развитием рака легких и многих других серьезных заболеваний. К тому же, доза никотина, необходимая зависимому человеку, постоянно увеличивается и вынуждает тем самым покупать сигареты все чаще и чаще. Лечение курения нужно проводить как можно быстрее, ведь с каждым днем степень зависимости возрастает.

Отказ от курения влечет за собой следующие позитивные изменения в состоянии человека:

  •  через 8 часов уровень кислорода в крови возвращается к норме;
  •  через 12 часов окись углерода от курения выйдет из организма полностью, лёгкие начнут функционировать лучше, пройдёт чувство нехватки воздуха;
  •  через неделю улучшится цвет лица;
  •  через 7-9 недель тонкие обонятельные каналы окончательно очистятся от смолы и копоти, и острота запахов приобретёт неожиданно «яркое звучание»;
  •  через 12 недель (3 месяца) функционирование системы кровообращения улучшается, что позволяет легче ходить и бегать;
  •  через 3-9 месяцев жизненная емкость лёгких увеличивается на 10 %;    
  •  имеются данные о заметном улучшении памяти у людей, бросивших курить;
  •  через 5 лет в 2 раза сокращается вероятность заболеть онкологическими заболеваниями.

Лечение табачной зависимости

Лечение пациента от табачной зависимости можно условно разделить на два этапа:

Сначала происходит избавление от физических проявлений зависимости. Очищается организм пациента, проводятся различные дезинтоксикационные мероприятия. Нормализуется работа внутренних органов, выводятся вредные вещества, происходит оздоровление крови.

После избавления от физических проявлений зависимости можно начинать психотерапевтическое и психологическое воздействие. С пациентом проводятся беседы, сеансы гипноза, выясняются причины возникновения пагубной страсти, устраняются страхи и тревоги, идет активная работа по созданию благоприятных установок на успешный результат. Специалисты предпринимают все возможное, чтобы облегчить трудный для пациента период отказа от курения, сделать его безболезненным.

Психотерапевтическое лечение табачной зависимости включает различные программы отказа от курения, основанные на поведенческой и когнитивной психотерапии:

 1. Поведенческая терапия включает «самоуправление» – пациент обучается «самоконтролю», записывая условия, при которых усиливается желание курить. Пациент также осуществляет «контроль над стимулами», при котором стимулы, побуждающие к курению, исключаются из окружающей обстановки. Курение может ассоциироваться с ключевыми моментами поведения в течение дня (желание закурить утром после пробуждения, прием кофе или чая, прибытие на работу, обеденный перерыв, после еды, после работы, перед сном и др.).

Используется также метод «никотинового затухания», или постепенного снижения потребления никотина за счет выкуривания одинакового количества сигарет, но с все более низким содержанием никотина.

 2. Когнитивная терапия никотиновой зависимости включает:

      - детальный анализ мыслей, чувств и поведения курильщика; 
      - анализ мотивации отказа от курения и изменения этой мотивации;
      - заключение терапевтического договора с распределением ответственности между терапевтом и пациентом; 
      - ведение дневника мыслей, чувств и поведения, а также стимулов и способов преодолении «тяги»;
      - реструктурирование образа жизни и приобретение новых занятий.

Человек, желающий бросить курить, должен избегать употребления алкоголя, кофе и других снижающих контроль веществ, курящих компаний и т.п. Ему необходимо учиться справляться с плохим настроением, стрессом и скукой без «химических костылей» – сигарет и алкоголя.

Фармакологическое лечение табачной зависимости заключается в адекватной замене никотина во время острого никотинового синдрома отмены с помощью никотинзаместительной терапии.

Это лечение необходимо лицам, которые выкуривают более 20-ти сигарет ежедневно, а также тому, кто выкуривает первую сигарету в течение 30-ти минут после пробуждения, и лицам, уже имевшим неудачные попытки бросить курить (сильное влечение к сигаретам в первую неделю отмены).

К видам лекарственной терапии никотиновой зависимости, эффективность которых доказана клиническими исследованиями, относят заместительную никотиновую терапию, антидепрессанты и применение агонистов никотиновых рецепторов. Сам факт назначения лекарств (плацебо-эффект) повышает частоту отказа от курения до 10%.

Сочетание назначения лекарств с проведением когнитивно-поведенческой психотерапии более эффективно, чем только прием лекарств или психотерапия, и до 30% повышает частоту отказа от курения у зависимых от никотина лиц.

Способы отказа от курения

Существуют два основных способа отказа от курения: одномоментный, при котором человек бросает курить раз и навсегда, и постепенный, медленный, поэтапный.

Первый способ вполне пригоден для лиц, только начавших курить, детей, подростков, у которых явления абстиненции при отказе от курения бывают выражены слабо и легко переносимы.

Второй способ – чаще рекомендуют курильщикам со стажем или в возрасте старше 50 лет.

Внезапно перестать курить лучше в спокойной обстановке, заранее настроить себя на этот решительный шаг. Лучше всего наметить для себя конкретную дату (через 2-3 недели).  Стоит предупредить знакомых или родственников, что Вы собираетесь бросить курить, они постараются помочь.

Другие  методы  преодоления табачной зависимости

1.Самопомощь: чтение специальной литературы («Легкий способ бросить курить» и пр.), освоение методов саморегуляции.

2. Гипнотерапия (как персональные, так и групповые сеансы гипноза).

3. Лечение физиотерапевтическими процедурами (иглорефлексотерапия, использование лазера, транскраниальная электростимуляция).

 

 

Заведующий сектором наркологии

ОМО РНПЦ психического здоровья                                      М.Г.Будняк

 

Врач-эпидемиолог ОМО

РНПЦ психического здоровья                                                С.П.Молодых

свернуть

Интернет-ресурсы: