Советы психолога

Как уберечь ребенка от сексуального насилия

Памятка родителям
развернуть
  •  Расскажите детям о праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
  •  Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
  • Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
  •  Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
  •  Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы телефон был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора смартфона.
  •  Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
  •  В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
  •  НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
  •  ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.
  •  НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах. Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.
  •  Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.
свернуть

Трудный подросток. Понять и принять

12.12.2021
Говорить о подростках невозможно без учёта роли общения со сверстниками в развитии и становлении их личности. Общение может содействовать успешной социализации подростка, но может и подтолкнуть его к асоциальному поведению.
развернуть

В то же время влияние внутрисемейного общения на его развитие продолжает оставаться достаточно сильным. Доверительные отношения в семье могут компенсировать те или иные трудности в общении со сверстниками, помочь подростку определить свою внутреннюю позицию по отношению к асоциальным тенденциям его друзей. Однако верно и обратное – непонятный и непринятый в семье подросток пойдёт искать внимание и тепло на улице. Качество учебной деятельности ухудшается. Подросток, унижаемый близкими, будет компенсировать свою низкую самооценку насмешками, издевательствами над более слабыми ребятами. Таким образом, можно сказать, что характер общения со сверстниками во многом определяется взаимоотношениями в семье подростка.
Возраст 13-14 лет называют периодом открытия «Я», когда подросток начинает задумываться над вопросами «Кто я?», «Чего хочу и что я могу?». Мы, психологи, этот возраст называем стремительным развитием самопознания. В структуре самопознания можно выделить следующие компоненты:
• Притязание на социальное признание. Для подростков становится
важным признание их внешности и факта взросления. Поскольку взросление ребёнка чаще всего наступает неожиданно для его родителей, они не готовы к этому, пытаются сохранить прежний контроль. Таким образом, не достигшие фактической взрослости подростки ее отстаивают, а родители активно этому сопротивляются. Отсюда возникновение конфликтных отношений в семье.
• Социальное пространство личности (её права и обязанности). Подростки большей частью ориентированы на активное отстаивание своих прав, пренебрегая при этом обязанностями.
• Психологическое время личности (её прошлое, настоящее, будущее). В целом этот возраст характеризуется ориентацией на будущее: стремлением скорее вырасти, ожиданием в будущем определённых радостей и свобод. Подросток старается выглядеть старше, престижным становится общение со старшими сверстниками. Слова «Ты ведёшь себя, как маленькая» воспринимаются как оскорбление.
• Половая идентификация. Это представление о себе в контексте собственного сексуального поведения. У подростков формируются эталоны женственности и мужественности, которые определяют сознательное стремление подростков к их достижению. Процесс формирования половой идентичности в подростковом возрасте часто осуществляется непросто, сопровождается острыми переживаниями собственной сексуальной несостоятельности и требует внимания и поддержки окружающих взрослых.

Нарушения развития одного или нескольких структурных звеньев самосознания может привести к появлению агрессивности, тревожности, трудностей в общении, а иногда и суицидальным попыткам.

В подростковом возрасте наблюдается пик эмоциональной неуравновешенности. Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим состоянием. Это приводит к ухудшению дисциплины в классе, подростки начинают громко говорить, хохотать. Настроение подвержено резким перепадам. Возрастает обидчивость, раздражительность. Поэтому, даже не слишком значимое замечание нередко приводит к бурной реакции подростка. Подростки продолжают доказывать всем и самим себе свою «взрослость».
В целом можно сказать, что наиболее эффективным становится взаимодействие с подростками, основанное на уважении их чувства взрослости и самостоятельности, на безусловном принятии ребенка с его достоинствами и недостатками.
Известный педагог Симон Соловейчик писал: «Мне послан ребёнок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он так же призван к жизни, как и я, это нас обьединяет - мы живые люди. Он такой же, как и я, он - человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди; я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребёнка... Я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю, принимаю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его люблю».

свернуть

Телефоны доверия

Вам грустно или одиноко… Вы совсем запутались и не видите выхода… У вас что-то случилось и вам трудно справиться одному… Вы не знаете, кому рассказать о своих страхах… Вы не знаете, как поступить в трудной ситуации…
развернуть

Позвоните на «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ»

5-72-75

     с 8.00 до 16.00       

УЗ «Крупская ЦРБ»  

54-00-4

5-73-90

с 8.00 до 17.00  

ГУ «Крупский ТЦСОН»

8-801-100-16-11

(круглосуточно)

Общенациональный телефон психологической помощи несовершеннолетним «Детская линия помощи»

8-017-270-24-01

(круглосуточно)

8-029-899-04-01 (МТС)

Областная экстренная психологическая служба для взрослых

(8029) 899-04-01 (МТС)

(круглосуточно)

Служба экстренной психологической помощи и «Телефон доверия»
УЗ «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология»

 

С проблемами можно также обратиться в Республиканский центр психологической помощи (+375 17 300 1006).

 

 

свернуть

31 мая – Всемирный день без табака

30.05.2021
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в 1988 году объявила 31 мая Всемирным днем без табака (World No Tobacco Day). И ежегодно ВОЗ и партнеры повсеместно отмечают этот День, привлекая внимание к опасностям для здоровья, связанным с употреблением табака.
развернуть

Рекомендации педагога-психолога родителям по профилактике зависимости подростков от курения
 

Чтобы предупредить курение подростков, необходимо способствовать повышению самоценности и самооценки его личности. Для этого обязательно помочь расширить круг общения со сверстниками, особенно некурящими. Ограничить общение со сверстниками, которые снижают его самооценку, например критикуют, унижают. Основывайте общение с подростком на доверии и уважении. Отнеситесь к нему, как к взрослому, скажите: «Я знаю, что ты способен отказаться от этого, если тебе предложат. У тебя хватит ума не начинать. Я верю в тебя!».

Помочь подростку стать интересной личностью. Для этого подросток должен многому научиться, многое знать и уметь. В этом случае ему будет интересно общаться с другими сверстниками (есть о чем рассказать, есть что показать). Поощрять и способствовать посещению кружков, секций, включать в общественную и творческую деятельность.

Не использовать в общении с подростком так называемые «саботажники общения». К их числу можно отнести:

  •   Предупреждение, предостережение, угроза («Делай, как сказано или...»);
  •   Приказ, команда («Чтобы больше я этого не слышал»);
  •   Критика, обвинение («На что это похоже»)
  •   Обзывание, высмеивание, оскорбительные прозвища («Такое может сказать только идиот»);
  •   Выспрашивание, расследование, допрос («Почему ты так поздно?»)
  •   Чтение морали, проповеди («Тебе следовало бы помнить, сколько средств на тебя затрачено, а ты...»).

В основе всех воспитательных воздействий должны быть любовь и доверие к ребенку!

свернуть

Советы педагога-психолога выпускнику. Подготовка к ЦТ

13.05.2021
Осталось совсем немного до вступительных испытаний. Важно сейчас собрать все знания в систему, чтобы затем показать успешный результат.
развернуть

Проанализируй ошибки

По результатам РТ, дистанционных тестов определи, в заданиях на какие темы ты чаще всего допускаешь ошибки. В отдельный столбик выпиши темы, в которых ты уверен на 100%, и в другой, в которых ты плаваешь.

Составь план повторения

Просмотри свой список и реши, сколько времени тебе нужно, чтобы повторить и отработать слабые места. Затем распредели все темы по ячейкам календаря, оставшимся до дня экзамена. В рамках одного занятия уделяй время сперва сложным для тебя заданиям, а на потом оставляй темы для повторения.

Отрабатывай навык решения тестов

Классический вариант, когда ты сперва читаешь теорию, а затем делаешь упражнения, пришло время оставить. На данном этапе подготовки эффективнее сначала целиком решать тест (по темам или по порядку теста ЦТ), а после анализа ошибок обращаться к учебнику. Периодически устраивай себе репетицию ЦТ. Убедись, что тебе хватает времени на все задания. Определись, в каком порядке тебе удобнее решать тест.

Приобрети сборник ЦТ предыдущих лет и решай по тесту в день. Так ты отработаешь навык решения аналогичных заданий. Каждую допущенную тобой ошибку разбирай подробно: перечитай теорию и выполни дополнительные задания по той же теме.

Вовремя отдыхай

С головой окунувшись в беспрерывную подготовку, ты рискуешь перегореть. Вплети в своё еженедельное расписание любимые занятия и прогулки с друзьями. Смена деятельности поможет разгрузить мозг, и у тебя будут силы дальше следовать своему

Не допускай типичные ошибки абитуриентов

30% ошибок в ЦТ связаны с невнимательностью абитуриентов. Привыкай вдумчиво читать условия заданий и варианты ответов. Не спеши выбирать ответ, даже если кажется, что видишь знакомый вопрос. И не оставляй ячейки пустыми. Если не уверен вответе, опирайся на интуицию.

Главное, верь в себя, свои возможности!

свернуть

ЭКЗАМЕНЫ БЕЗ СТРЕССА

31.03.2021
Советы педагога-психолога родителям учащихся в период испытаний
развернуть

Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в период испытаний. Как же поддержать ученика?

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

  • опираться на сильные стороны ребенка;
  • избегать подчеркивания промахов ребенка;
  • проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;
  • создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне испытаний - это может отрицательно сказаться на результате. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное
с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Большое значение имеет тренаж ребенка по выполнению заданий. Заранее во время тренировки приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего испытания, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.

Посоветуйте детям во время контрольной работы, теста обратить внимание на следующее:

  • пробежать глазами все задания, это поможет настроиться на работу;
  • начинать лучше с легкого задания, это придаст уверенности;
  • внимательно прочитать задание до конца и понять его смысл - если не можешь решить, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
  • обязательно оставить время для проверки.

Накануне испытания обеспечьте учащемуся полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка. Помогите ему поверить в себя, в свои возможности!

свернуть

Профилактика суицида у подростков

16.03.2021
Самоубийство (суицид) - намеренное желание лишить себя жизни. Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, намерения, попытки (покушения) и завершенные суициды. В подростковом возрасте уровень завершенных суицидов на 3-м месте среди других возрастных групп, уровень суицидальных попыток максимальный. В возрасте до 10 лет суицидальные попытки редки, завершенные суициды единичны.
развернуть

Причины:

  •          Лично-семейные конфликты (развод, болезнь или смерть близких, одиночество, неудачная любовь, оскорбление).
  •          Состояние здоровья (психические и соматические заболевания, инвалидность).
  •          Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента (опасения уголовной ответственности, позор, боязнь наказания).
  •          Конфликт, связанный с работой или учебой.
  •          Материально-бытовые трудности.

 

         Выделяют следующие причины подростковых самоубийств:

  •          конфликты с окружающими - 94%, в первую очередь с родителями - 66%;
  •          переживание обиды - 32%;
  •          чувство одиночества, стыда, недовольства собой;
  •          боязнь наказания - 38%;
  •          состояние здоровья - 15%.

Детским попыткам самоубийств могут предшествовать: вина и стыд за проступки; насилие; развод родителей; алкоголизм или амбивалентное отношение матери; потеря близких, а также гиперопека или заброшенность.

         Мотивы часто не соответствуют причинам, для каждого суицидента самоубийство имеет личностный смысл, причем не смертельный, а вполне жизненный. Подростковые попытки бывают продиктованы мотивами манипулирования, контроля над другими и нежеланием умереть.

Мифы

1. «У самоубийцы нарушена психика». Лишь 15-20% совершивших самоубийство психически нездоровы.

2. «Это особый склад характера: чувствительные, меланхоличные
и эксцентричные люди». Мысли о самоубийстве могут возникнуть у любого человека.

3. «Существует влечение к самоубийству, однажды возникнув, такие мысли не отступят». Именно в этом случае можно говорить о невротическом состоянии,
а такие представления объясняются страхом перед неведомым и запретным.

4. «Существует наследственная предрасположенность к суициду». Возможно суицидальное подражание у ближайшего окружения, но генетической предрасположенности не существует.

5. «Тот, кто действительно решает лишить себя жизни, вряд ли будет предупреждать об этом окружающих». Истинность намерений всегда проверить очень сложно, разговоры собственной смерти - это признак кризиса.

Рекомендации взрослым по оказанию помощи подростку в кризисной ситуации.

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. Помогите своему ребенку избежать депрессии. Что можно предпринять?

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.  Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны  и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные  на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

 

Родителям важно

  •          Воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
  •          Каждую трудную ситуацию не оставлять без внимания, анализировать вместе с ребенком.
  •          Обсуждать с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
  •          Дать ребенку рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.      
  •          Обращать внимание на малейшие изменения в поведении детей, обращаться за консультативной помощью к педагогу-психологу.
свернуть

Интернет-ресурсы: