Родительские университеты

План заседаний родительского университета

ПЛАН

заседаний родительского университета

государственного учреждения образования

«Крупская районная гимназия»

в 2021/2022 учебном году

Цель работы университета - формирование ответственного отношения к обязанностям в семье, координация усилий педколлектива, администрации и родителей на решение основных проблем, связанных
с воспитанием детей

п/п
Тема заседания Время проведения Форма проведения Кто проводит
1 Трудный подросток. Понять и принять октябрь Родительский лекторий Педагог-психолог
2

Профилактика наркотической зависимости у подростков

ноябрь Родительский лекторий Педагог социальный
3 Воспитание без насилия декабрь Родительский лекторий Педагог-психолог
4

Семейные правила безопасного поведения
в интернете

январь Родительский лекторий Педагог социальный
5

Истоки детской лжи

февраль Родительский лекторий педагог-психолог
6 Помощь родителей подростку в преодолении кризисных ситуаций март Родительский лекторий педагог социальный
7

Развитие интересов
и склонностей у ребенка

апрель Родительский лекторий Педагог-психолог
8 Воспитание нравственности в семье май Родительский лекторий педагог социальный

 

Мы ждем Вас на заседаниях университета!

свернуть

Воспитание нравственности в семье

03.06.2022
Ни для кого не секрет, что воспитание культурного человека не только успешно обучающегося и образованного, сколько нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества. Использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, своей жизнью.
развернуть

В настоящее время это сложно. Хаотичные явления в обществе, государстве, школе, понимание личной свободы как вседозволенности приводит к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность.

Первый урок нравственности – безнравственности дети получают в семье.

В семье следует придерживаться одних и тех же требований.

1 - каждый ребенок, должен знать, что его любят. Если нет – он не будет уважать своих близких и вообще людей.

2 - ребенок должен жить в атмосфере искренности и правды, иначе дисциплина и долг, деликатность и порядочность не будут привиты.

3 - ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение. Разъяснять, не обсуждая личности, а анализируя ситуацию.

4 - исключение из обращения безнравственных приемов наказания ребенка. Наиболее возможно порицание – резкая оценка действий без оскорблений.
5 - закон понимания можно, надо, нельзя. Иначе – отношение к своим желаниям как к чуду и требование его выполнить.

6 - традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительно. Ребенок должен знать сочувствие, переживание, доброту.

7 - родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага с ней связанные. Свой пример всегда полезней.

8 - культивировать в семье положительные привычки. Не словом, а делом. Если приучаете ребенка не курить, то и сами бросьте вместе с ним. Конечно, проще запрещать, но попробуйте быть под запретом вместе.

9 - максимально оградить от общения с безнравственными людьми, так как важнейшим методом овладения знаниями, опытом, умениями у детей является имитация. Этот инстинкт заставляет ребенка воспроизводить все поступки и действия взрослых окружающих его. Только к семи годам ребенок может оценивать поведение и поступки других. Поэтому родители должны продумывать и контролировать каждый свой шаг и поступок, чтобы не стать примером безнравственности.

Воспитание - одна из главных задач школы, но воспитать только в школе невозможно. Оттого и не получается иногда целостная личность, что в школе учат «высокому», иногда оторванному от внешнего мира, а дома «приземленному», но такому нужному для выживания. Если взаимодействие родителей и школы будет носить характер союза, а не конфронтации, ребенок будет высоконравственным гражданином, гордостью и образцом для подражания.

свернуть

Родительское собрание для законных представителей учащихся 9 классов

29.04.2022
29 апреля 2022 года состоялось родительское собрание для законных представителей учащихся 9 классов.
развернуть

Педагог-психолог гимназии Заремба Е.В. выступила с вопросом «Психологические основы выбора профессии», ознакомила родителей с результатами анкетирования учащихся, которое было проведено с целью изучения выбора профиля обучения и профессиональных намерений учащихся. Также она акцентировала внимание на формуле успешного выбора профессии «Хочу», «Могу», «Надо»; дала рекомендации родителям, как помочь старшекласснику правильно выбрать будущую профессию. Затем ознакомила законных представителей с сайтами для абитуриентов, рассказала о востребованных профессиях и перспективных отраслях в Беларуси.

Собрание 9 класс

Собрание 9 класс-2

свернуть

Истоки детской лжи

04.04.2022
Ложь, обман, неправда – есть много слов, которые обозначают ситуацию, в которой человек не хочет или не может сказать правду.
развернуть

Психологи считают, что до 3-х лет человек не может врать, т.к. он ещё не понимает, что такое правда или ложь. Он выражает все свои потребности напрямую – при помощи различных звуков, слов, жестов, мимики, криков и т.д. В возрасте 4-5 лет, у дошкольников бурно развивается воображение, и они могут нафантазировать себе то, чего на самом деле нет. Однако, это ещё нельзя назвать обманом, потому что сами дети зачастую не осознают, что врут. В возрасте 7-8 лет, когда дети поступают в школу, они уже могут отличать фантазии от реальности и знают, что такое «хорошо», а что такое «плохо». В этом возрасте дети знают, что врать нехорошо, потому что:
а) это не нравится взрослым и за это они могут наказать;
б) врунам не доверяют и не хотят дружить. И именно в этом возрасте у младших школьников появляются причины для того, чтобы говорить неправду.

Основными причинами для обмана со стороны детей и подростков могут выступать:

1) Страх – возможно, основная причина для обмана как среди взрослых, так и, особенно, среди детей. Дети и подростки врут, чтобы избежать наказания – они боятся, что если скажут правду, то им могут сделать больно. Чаще всего, обман из-за страха формируется под влиянием жесткого воспитания со стороны родителей. Чем более агрессивно ведут себя родители по отношению к детям и чем строже они наказывают своих детей за самый незначительный проступок – тем больше вероятность, что ребенок будет вынужден научиться врать, просто чтобы избежать вреда для себя.

2) Избегание запретов – многие дети по мере взросления часто сталкиваются с большим количеством запретов, которые хочется избежать. В зависимости от особенностей воспитания и семейных традиций, запреты могут быть самые разные – запрет на сладкое, компьютерные игры, прогулки с друзьями по вечерам и т.д. И если ребенок не может смириться с подобными лишениями – он начинает врать, придумывать отмазки или несуществующие причины, чтобы заполучить то, что он хочет.

3) Протест – также с запретом связан и следующая причина обмана, которая чаще встречается уже в подростковом возрасте. Подростки или с «трудным» характером часто врут родителям, педагогам или другим окружающим их людям просто потому, что знают – это плохо, окружающим это не нравится. И посредством обмана такие ребята добиваются своего, то есть выражают протест против окружающих подобным способом.

4) Потребность в заботе – одной из причин для лжи со стороны ребёнка или подростка часто выступает желание того, чтобы их похвалили или показали свою любовь со стороны родителей или других, важных для ребенка, личностей. У таких детей не выходит получить любовь и заботу со стороны окружающих «честными» способами или же они просто не знают, как это сделать без обмана. Поэтому им приходится идти на различные ухищрения, в том числе и ложь, просто чтобы увидеть, что про них помнят и их ценят.

5) Самоутверждение – схожей причиной выступает, и желание ребенка самоутвердиться, то есть выглядеть в глазах своих друзей, одноклассников или взрослых умным, талантливым, смелым и т.д. Такой школьник может хвастаться тем, чего нет (например, тем, что у него богатые родители, которые купили ему дорогой компьютер). И опять же, как и в случае с предыдущей причиной – ребенок не будет знать, как добиться признания со стороны других честным способом, без обмана. Подобная ложь характерна для детей с низкой самооценкой, зачастую из неблагополучных семей.

6) Пример со стороны взрослых – ещё одна важная причина, которая сказывается на поведении школьников с самого раннего детства – это, конечно же, пример со стороны родителей или других значимых близких.

Рекомендации родителям
1. Будьте единодушны в требованиях к ребенку.
2. Будьте внимательны к своим словам и обещаниям, не бросайтесь словами и обещайте только то, что вы действительно сможете выполнить.
3. Старайтесь быть честными и искренними при ребенке даже в мелочах. Ребенок копирует нас, поведение ребенка – это слепок с поведения одного из родителей или значимого для ребенка взрослого человека.
4. Постарайтесь понять, почему ребенок солгал.
5. Пересмотрите систему запретов в семье. Может быть в жизни ребенка слишком много «нельзя».
6. Если ребенок признался во лжи, ни в коем случае нельзя его наказывать. Важно, чтобы он осознал свой проступок.
7. Пусть ребенок сам устраняет результаты лжи. Возвращает вещи, просит прощение. Укоры совести не позволят ему поступать так в следующий раз.
8. Не провоцируйте на ложь.
9. В основе всех воздействий должна быть безусловная любовь к ребенку.

свернуть

Экзамены без стресса

31.03.2022
Советы педагога-психолога родителям учащихся в период испытаний
развернуть

Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в период испытаний. Как же поддержать ученика?

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

  • опираться на сильные стороны ребенка;
  • избегать подчеркивания промахов ребенка;
  • проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;
  • создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне испытаний - это может отрицательно сказаться на результате. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное
с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Большое значение имеет тренаж ребенка по выполнению заданий. Заранее во время тренировки приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего испытания, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.

Посоветуйте детям во время контрольной работы, теста обратить внимание на следующее:

  • пробежать глазами все задания, это поможет настроиться на работу;
  • начинать лучше с легкого задания, это придаст уверенности;
  • внимательно прочитать задание до конца и понять его смысл - если не можешь решить, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
  • обязательно оставить время для проверки.

Накануне испытания обеспечьте учащемуся полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка. Помогите ему поверить в себя, в свои возможности!

свернуть

Помощь родителей подростку в преодолении кризисных ситуаций

25.03.2022
Инфосессия для родителей
развернуть

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня хотелось бы с вами поговорить о тех личностных изменениях, которые происходят у ребенка в подростковом возрасте, для того, чтобы вы понимали порой противоречивое поведение ребенка, а соответственно и находили пути взаимодействия с ним.

Подростковый возраст - это фаза-период развития, который является переходным этапом-стадией между детством — юностью — взрослостью. Его можно разбить - дифференцировать на три периода-фазы: а) от 9 до 11 лет; б) от 11 до 13 лет; в) от 13 до 17 лет.

В этот период идет физическое и нравственное развитие, формируются убеждения подростка. У подростков появляется потребность познать самого себя как личность, что бы понять кто я?, какой я? Наблюдается стрем¬ление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, на¬строениях, мнениях, отношениях. Это порождает стремление к самоутверждению, самовыражению, потребность пробовать, исследовать, накапливать свой опыт.

Соответственно возникает кризис автономности – желание подростка быть независимым, оторваться от родительской опеки, вплоть до отвержения норм и правил, установившихся в семье. Потребность в автономности состоит в том, что подросток уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претен¬дует на роль взрослого. Но реализовать эту потребность, как правило, не может. Отсюда стремление к «внеш¬ней взрослости», которая проявляется в изменении внешнего облика, в преувеличенном интересе к проблемам по¬ла, курении и т.д. Они бурлят новыми мыслями и идеями, но испытывают недостаток жизненного опыта.

Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверст-никами. Общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оцен¬ки себя и других. Очень важно, чтобы такая группа была, иначе подросток будет чувствовать себя одиноким, где-то неудачником, никчемным.

В то же время у подростков есть потребность в значимом взрослом человеке, который не ассоциируется с родительской ролью, т.к. подросток ищет независимости, которому можно доверять, который поможет справиться с подростковым кризисом: тренер, руководитель кружка, старший брат.

Возрастает само¬стоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными стано¬вятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Поэтому важно направить воспитание подростка на заполнение его жизни какими-то содержательными отношениями, интересами, переживания¬ми. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает устойчивость.

Подростковый кризис еще характеризуется и эмоциональной бурей: импульсивностью, резко возникающими и быстро сменяющимися чувствами, повышенной эмоциональной чувствительностью.
Каждый ребёнок имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими или моральными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться подростку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у подростка могут возникнуть упаднические настроения, появится чувство одиночества, безысходности.

Подросток не имеет опыта справляться со сложными ситуациями в отличие от взрослого, который уже применял различные стратегии и справился с трудной ситуацией, иначе говоря - адаптировался. Среди подростков можно наблюдать признаки дезадаптации: агрессивное поведение, уходы из дома, замкнутость, игнорирование общения с родителями, употребление спиртных напитков. Эти признаки говорят о том, что подросток, скорее всего не осознавая, просит о помощи, т.к. он не нашел того «правильного» поведения, которое помогло бы ему справится с кризисной ситуацией.

Для того чтобы подросток, оказавшись перед ситуацией, в которой он не может разобраться, не чувствовал себя одиноко, не стал вести себя асоциально - покажите, что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку. А для того, чтобы он вам доверился важно:
- показывать ребенку, что вы его любите;
- чаще обнимать;
- помогать ему строить реальные цели в жизни и стремиться к ним;
- учить его способам разреше¬ния жизненных ситуаций;
- вселять в него уверенность в себе;
- помогать ребенку проявить свои переживания через увлечения (участие в общественной жизни, в спортивных мероприятиях, членство в клубах и т.д.).

Если обобщить, то можно выделить ресурсы необходимые подростку, да и не только для того, чтобы преодолевать сложности, иметь уверенность в том, что любую трудность, проблему можно разрешить:
• эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
• социальная интеграция;
• удовлетворение в разных сферах жизни;
• наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
• убежденность в жизненных возможностях;
• проявление интереса к жизни;
• наличие актуальных нравственных ценностей;
• психологическая гибкость и адаптированность, умение использовать методы снятия психологической напряженности.

Также, много полезной информации о том, как выстраивать взаимодействие с подростком, как помочь ему при столкновении и с современными опасностями: кибербуллинг, троллинг вы найдете на электронном сайте: POMOGUT.by

свернуть

Профилактика Интернет-рисков для несовершеннолетних

17.03.2022
Доступность сети Интернет, высокая пользовательская компетентность в сочетании с рисками Интернет-среды и отсутствием достаточного жизненного опыта превращают детей и подростков в группу риска по использованию информационно-коммуникационных технологий.
развернуть

Используя широкие возможности Интернета, подростки могут удовлетворять большую часть своих информационных запросов, причем гораздо быстрее, чем в реальной жизни. Кроме того, в Интернете подросток может действовать независимо от родителей или кого-либо другого. Здесь в полной мере реализуется одна из ведущих социальных потребностей этого возраста - в самостоятельности и автономии.

За безопасностью пользователей следят как государственные структуры, так и сотрудники Интернет-сервисов.

Основные опасности сети Интернет: порнография, в том числе детская порнография, нарушение авторского права, пропаганда экстремизма и наркотиков, суицидов, нецензурные тексты, вирусы, нежелательная почта (Спам), онлайн мошенничества, киберпреследование (угрозы, сексуальные домогательства с использованием информационных технологий), Интренет-зависимость.

Много опасных поступков дети совершают ради рейтинга, количества подписчиков в Интернете как способ получить признание и самоутвердиться. Пробегая перед машиной, подросток приобретает уважение у друзей, они считают его смелым. Это не попытка суицида. Действуя подобным образом, ребята не предполагают, что все может закончиться травмами или даже смертью. В этом возрасте они не склонны думать о последствиях, они живут эмоционально.

Дети и подростки любят играть, особенно, если это занятие сопровождается острыми ощущениями. Многими детьми, вступающими в игру, движет любопытство и тайна.

Следовательно, причина подростковых суицидов не в том, что кто-то в Интернете нашептал убить себя — это как раз следствие. Подросткам, которые попадают в группы смерти, не хватает внимания и признания в повседневной жизни.

Профилактика Интернет-рисков

Компетентные органы нашей страны принимают меры по решению данной проблемы. Так, в Уголовном кодексе Республики Беларусь есть статья «Доведение до самоубийства» (ст. 146 ч.2).  Уже возбуждены уголовные дела по данной статье. Регулярно проводится мониторинг содержания социальных сетей и выявляются террористические, экстремистские и суицидальные сообщества. 

К борьбе с суицидами подключилась администрация социальной сети «ВКонтакте». Поиск по суицидальным хэштегам больше не возможен. На месте заблокированных сайтов теперь показывают ссылку на страницу бесплатной психологической помощи.

Помимо проведения профилактических мероприятий на государственном уровне, проводится работа в учреждениях образования: дети активно вовлекаются в занятия спортом, художественной деятельностью, в кружки и факультативы как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования; специалисты СППС учреждений образования осуществляют мониторинг социального статуса учащихся в классе, отношений в семье, занятости учащихся во внеурочное время, проводят психологическое просвещение и консультирование учащихся и их родителей, организуют досуговую деятельности.

Духовно-нравственное воспитание личности школьников, осуществляемое учреждениями образования, прежде всего, родителями, является условием устойчивости личности ребенка в различных жизненных ситуациях.

Чтобы предотвратить попадание подростка в опасные игры, нужно внимательно следить за ним. При наличии проблем ребенок начинает проявлять пассивную агрессию, замыкается в себе.  Если родители не занимаются своим ребенком, то они не смогут ему помочь. Необходимо совместное времяпрепровождение, знание интересов ребенка.

Ваше внимание – залог безопасности ребенка. Если он начинает хлопать дверью, портить имущество, повышать голос – это уже повод задуматься и начать действовать.

Научите детей сообщать вам о своих планах на день, не разговаривать
с незнакомцами, оставлять вам номера телефонов своих друзей, сообщать вам о чувстве тревоги, не гулять в безлюдных местах. Освойте вместе
с ребенком правила безопасного поведения в Интернете, посмотрите вместе
с детьми видеоролики, которые они смотрят, послушайте песни, которые звучат в их наушниках.

Корректно проводите осмотры тетрадок в поиске рисунков, статус ребенка в интернете, фотографии на телефоне возле опасных объектов (крыши, мосты, железнодорожные пути). 

Симптомы включения ребенка в игру смерти: нарушения сна, нарушение аппетита; на теле имеются порезы и синяки, изменяются поведенческие реакции: наблюдается заторможенность, рассеянность, тревожность, замкнутость, скрытность, стремление к одиночеству, фобии, стремление убежать или спрятаться, чувство вины и стыда, депрессия, ложь, вспышки гнева и агрессии, смена интересов, нежелание строить планы на будущее, безразличие к своей внешности у подростков, которые раньше не были в этом замечены: они перестают умываться, чистить зубы, неопрятно одеваются. Публикация в соцсетях мрачных образов или цитат, связанных со смертью. Действия, которые можно трактовать как прощание: непривычные разговоры о любви к родителям, попытки закончить проекты и дела, раздаривание любимых вещей.

Уважаемые родители, будьте внимательны к своим детям!

свернуть

Влияние родительских установок на развитие детей

17.03.2022
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое - сознание и подсознание.
развернуть

«Все мы родом из детства»

Антуан де Сент-Экзюпери.

В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понимать, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки.

Родительские установки - это система стереотипных правил поведения, которые могут выражаться как вербально (словесно), так и не вербально (поступки, жесты). Чаще всего такая система правил усвоена мамой и папой от их родителей.

Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.

Конечно, каждому родителю хочется, чтобы его ребенок рос счастливым, развивался гармонично и стал успешной, самодостаточной личностью. Помним, что дети очень зависимы от родителей, и приходя в этот мир, во многом они ориентируются на взрослых, которые их окружают. И, порой, «в сердцах» брошенная мамой или папой фраза может оставить глубокий след в душе ребенка и оказать огромное влияние на его дальнейшую жизнь.

Родительские установки, которые впоследствии в подростковом или взрослом возрасте могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной, закладываются уже у ребёнка 3-4 лет, т.к. он в отличие от сформировавшейся личности, не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями.

Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведение и чувства. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности.

Предлагаю вам рассмотреть виды установок, которые могут крайне негативно отразиться на будущем ребенка.

 

1.Не живи!

«Чтобы мои глаза тебя не видели», «Мне не нужна такая капризная девчонка», «Уходи от меня, как я от тебя устала», «Ты мне надоела», «Такой неряха мне не нужен», «Я вообще тебя не хотела».

Как бы вы не были злы, рассержены, никогда, ни при каких обстоятельствах не бросайте подобных фраз ребенку! Основное, что чувствует ВАШ ребенок - это вина, за то, что он появился на этот свет. А еще - обиду и злость. Самый большой риск развития в такой ситуации – самодиструктивное поведение ребенка. Маленький, он часто может травмироваться, став постарше выбирать наркотики, алкоголь. И через всю жизнь он пронесет чувство ненужности, никчемности. Будет считать, что любить его не за что, и вполне может потратить жизнь на то, чтобы заслужить любовь, признание и всем способами будет пытаться доказать свою значимость.

2.Не будь ребенком!

«Боже, когда ты уже вырастешь!», «Что ты хнычешь, как маленький?», «Пора бы уже стать взрослым».

Что сообщают взрослые ребенку такими фразами? Быть взрослым - это хорошо, а быть ребенком - плохо. Уважаемые взрослые! Не отнимайте у детей детство. Позвольте им его прожить. Не предъявляйте требований к малышу, как к взрослому человеку. Вырастая с такой установкой, человек, будет испытывать сложности в общении с собственными детьми. А еще будет считать недопустимым баловать себя, дурачиться, совершать «не взрослые поступки».

3.Не желай!

«Как ты надоел со своими «хотелками»», «Хотеть не вредно», «Ты постоянно что-то хочешь и просишь».

Хотеть чего-то для себя плохо! Вот основной вывод, который делают дети. Вырастая, они с радостью будут отдавать себя другим, их собственные желания и потребности будут ими нивелироваться. Такой человек никогда не отстаивает свои интересы. Уступает всем и во всем.

4.Не думай!

«Я знаю, как нужно! Не дорос еще, чтобы рассуждать», «Нечего умничать». Многие родители, давая такую установку, делают детей беспомощными в ситуации, когда нужно подумать и принять решение. Либо принимают опрометчивые решения, не подумав вовсе.

5.Не чувствуй!

«Ой, ну подумаешь, упал, чего ныть», «Как тебе не стыдно бояться темноты, ты уже большой», «Плакать стыдно! Ты же мужчина».

Благодаря данной установке ребенок разучается проявлять эмоции и чувства, копит все переживания в себе. Считает, что есть «хорошие» и « плохие» эмоции. Впоследствии могут развиваться психосоматические заболевания или зависимости.

6.Не будь собой!

«Посмотри, как Маша хорошо учится, не то, что ты», «Ваня может дать сдачи, а ты слабак». «Все дети поют, танцуют, а тебе это не интересно».

Родители сообщают, что есть другие дети, которые больше им «подходят». Из такого ребенка вырастает человек никогда не довольный собой, стремящийся к какому-то неясному идеальному образу. Нередко у таких людей могут быть депрессивные состояния.

 7.Не делай! «Не трогай молоток, ударишься!», «Не трогай вообще ничего, я сама все сделаю», «Ты сам не справишься, оставь папа сделает».

Вырастая, ребенок будет испытывать сложности каждый раз, когда ему предстоит сделать что-то новое. Ну и конечно будут страдать от низкой самооценки.

8.Не будь лидером!

«Что ты вечно лезешь, тебе что больше всех нужно?», «Будь как все».

Дорогие родители, именно эти фразы убивают лидерские задатки ребенка! С такой установкой мечтать о руководящей должности или о лидерской позиции в коллективе не приходится.

Давайте рассмотрим наиболее часто встречающихся негативные родительские установки. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

 

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Сказав так:

подумайте о последствиях

и вовремя исправьтесь

"Плакса-Вакса, нытик, пискля!"

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.

"Поплачь, будет легче…".

"Не твоего ума дело!".

Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.

"А ты как думаешь?".

"Ничего не умеешь делать, неумейка!".

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.

"Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".

"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!".

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.

"Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".

"Жизнь очень трудна: вырастешь - узнаешь…!"

Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.

"Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".

"Уйди с глаз моих, встань в угол!"

Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

"Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"

"Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!".

Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.

"Давай немного оставим папе (маме) и т.д."

 

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых и з поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизнь.

Как часто вы говорите детям:

  • Я сейчас занят(а)… Посмотри, что ты натворил!!!
  • Как всегда неправильно! Когда же ты научишься!
  • Сколько раз тебе можно повторять! Ты сведёшь меня с ума!
  • Что бы ты без меня делал! Вечно ты во всё лезешь!
  • Уйди от меня!

Какие чувства вызывают эти реплики? Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребёнка:

  • Ты самый любимый! Ты очень многое можешь!
  • Что бы мы без тебя делали?! Иди ко мне! Садись с нами…!
  • Я помогу тебе… Я радуюсь твоим успехам!
  • Что бы не случилось, наш дом - наша крепость.
  • Расскажи мне, что с тобой…

Будьте очень внимательны к тому, что вы говорите детям и как с ними поступаете. Счастливое будущее ребенка в ваших руках!

свернуть

Профилактика суицида у подростков

16.03.2022
Самоубийство (суицид) - намеренное желание лишить себя жизни. Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, намерения, попытки (покушения) и завершенные суициды. В подростковом возрасте уровень завершенных суицидов на 3-м месте среди других возрастных групп, уровень суицидальных попыток максимальный. В возрасте до 10 лет суицидальные попытки редки, завершенные суициды единичны.
развернуть

Причины:

  •          Лично-семейные конфликты (развод, болезнь или смерть близких, одиночество, неудачная любовь, оскорбление).
  •          Состояние здоровья (психические и соматические заболевания, инвалидность).
  •          Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента (опасения уголовной ответственности, позор, боязнь наказания).
  •          Конфликт, связанный с работой или учебой.
  •          Материально-бытовые трудности.

 

         Выделяют следующие причины подростковых самоубийств:

  •          конфликты с окружающими - 94%, в первую очередь с родителями - 66%;
  •          переживание обиды - 32%;
  •          чувство одиночества, стыда, недовольства собой;
  •          боязнь наказания - 38%;
  •          состояние здоровья - 15%.

Детским попыткам самоубийств могут предшествовать: вина и стыд за проступки; насилие; развод родителей; алкоголизм или амбивалентное отношение матери; потеря близких, а также гиперопека или заброшенность.

         Мотивы часто не соответствуют причинам, для каждого суицидента самоубийство имеет личностный смысл, причем не смертельный, а вполне жизненный. Подростковые попытки бывают продиктованы мотивами манипулирования, контроля над другими и нежеланием умереть.

Мифы

1. «У самоубийцы нарушена психика». Лишь 15-20% совершивших самоубийство психически нездоровы.

2. «Это особый склад характера: чувствительные, меланхоличные
и эксцентричные люди». Мысли о самоубийстве могут возникнуть у любого человека.

3. «Существует влечение к самоубийству, однажды возникнув, такие мысли не отступят». Именно в этом случае можно говорить о невротическом состоянии,
а такие представления объясняются страхом перед неведомым и запретным.

4. «Существует наследственная предрасположенность к суициду». Возможно суицидальное подражание у ближайшего окружения, но генетической предрасположенности не существует.

5. «Тот, кто действительно решает лишить себя жизни, вряд ли будет предупреждать об этом окружающих». Истинность намерений всегда проверить очень сложно, разговоры собственной смерти - это признак кризиса.

Рекомендации взрослым по оказанию помощи подростку в кризисной ситуации.

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. Помогите своему ребенку избежать депрессии. Что можно предпринять?

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.  Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны  и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные  на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

 

Родителям важно

  •          Воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
  •          Каждую трудную ситуацию не оставлять без внимания, анализировать вместе с ребенком.
  •          Обсуждать с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
  •          Дать ребенку рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.      
  •          Обращать внимание на малейшие изменения в поведении детей, обращаться за консультативной помощью к педагогу-психологу.
свернуть

Как избежать компьютерной зависимости у детей и подростков

15.03.2022
Компьютер по праву можно назвать великим достижением прогресса. Однако, к сожалению, он может стать причиной развития зависимости. Чаще всего «жертвами» становятся именно дети и подростки, психика которых еще не окрепла.
развернуть

Причины

Ребенок может чрезмерно привязаться к этой «игрушке» по следующим причинам:

  • дефицит общения с родителями, друзьями и сверстниками;
  • низкая самооценка, чрезмерная застенчивость;
  • склонность детей и подростков моментально привязываться ко всему новому и интересному.
  • Признаки болезненной привязанности ребенка к компьютеру
  • Резкая смена настроения.
  • Заметный эмоциональный подъем после времени, проведенного за компьютером.
  • Замкнутость – чадо не желает общаться со сверстниками.
  • Агрессия – особенно в том случае, если родители пытаются запретить находиться за компьютером.
  • Проблемы с учебой и домашними заданиями, снижение успеваемости.
  • Увеличение времени, которое чадо проводит за монитором.
  • Регулярные головные боли.
  • Сухость и покраснение глаз.
  • Бессонница.
  • Проблемы с аппетитом.
  • Боли в спине.
  • Лечение компьютерной зависимости у детей необходимо. Эта проблема чревата последствиями: ребенок будет плохо учиться, перестанет общаться с другими людьми, у него могут начаться проблемы со здоровьем (ухудшение зрения, проблемы с желудочно-кишечным трактом из-за плохого питания и частых перекусов перед монитором, снижение иммунитета). В конце концов, он собственными руками погрузит себя в своеобразную социальную изоляцию.

Советы педагога-психолога родителям:

  1. Уделять ребенку максимум внимания, интересоваться его жизнью. Пусть вначале это будет виртуальный мир: расспросите про те или иные игры, попросите научить пользоваться интернетом. Важно, чтобы ребенок понял, что вы им интересуетесь.
  2. Прививайте ему любовь к развлечениям, которые не связаны с компьютером: это может быть спорт, искусство, квесты, любые творческие занятия.
  3. Придерживайтесь принципа: нельзя ребенку – нельзя и родителям. В том случае, если папа целыми днями играет в онлайн-игры, а ребенку при этом запрещают, то эффекта от отучения не будет никакого. Нужно подавать только хороший пример!
  4. Поощряйте общение ребенка вне дома со сверстниками. Конечно, иногда хочется пойти по более легкому и, казалось бы, безопасному пути, посадив чадо перед компьютером,  вместо уличных игр «с плохими ребятами». Но, как вы понимаете, результаты могут быть весьма плачевными.
  5. Не давите на него, но мягко контролируйте.
  6. После того как ребенок перестанет так плотно «общаться» с компьютером, образовавшуюся пустоту необходимо будет чем-то заполнить. Тут важно направить его в нужное русло: предложить кружки, поехать в небольшое путешествие.
  7. Находитесь рядом со своим ребенком, поддерживайте его. Важно осознать причину такого поведения чада и, возможно, сделать вывод о своей причастности к проблеме. Часто родители уделяют детям мало времени ввиду занятости, поэтому им приходится искать замену общению.
  8. Действуйте мягко и корректно. Любые проявления агрессии в общении с ребенком недопустимы.
свернуть

Семейные правила безопасного поведения в интернете

21.01.2022
Для того чтобы создать правила безопасного поведения в своей семье, недостаточно одного лишь знакомства с технической составляющей проблемы, нужно понимать и учитывать, что в таких правилах находят свое отражение возрастные особенности детей.
развернуть

Дети:

• доверчивое подчинение авторитету
• повышенная восприимчивость
• внушаемость
• склонность к подражанию
• ведущий тип мышления - наглядно-образный, поэтому они обращают внимание на все яркое
• самоанализ только начинает развиваться

Эти особенности с одной стороны - делают детей мишенью и для злоумышленников, и для вредоносного контента, привлекающего внимание на вполне безобидных ресурсах, с другой стороны – могут помочь родителям найти верный подход к своему ребенку.

Поэтому, для родителей полезно:

• Необходимо выстроить временные рамки использования гаджетов и интернет ресурсов.
• Важно разделить время на такие занятия, чтобы и ребенок и вы могли отследить время, для конкретных занятий;
• Обсудите и составьте список ресурсов, на которые ребенок сможет проводить свое время в интернете.
• Познакомьтесь и научитесь использовать приложения, помогающие осуществлять родительский контроль на гаджетах ваших детей. Важно не скрывать этот факт от ребенка, а оговорить важность таких приложений, как части вашей заботы о них.
• Обсудите с ребенком ситуации, в которых можно и нельзя разглашать личную информацию в интернете. Разработайте «секретное письмо» с той информацией, которую разглашать запрещено.
• Обсудите список «Странных ситуаций» в которых дети без страха могли бы обратиться к вам (на экране появилось страшное, смущающее изображение, пишут незнакомые люди, окошко просит что-то оплатить, на сайте просят сообщить личные данные).
Помните! Дети, в этом возрасте активно пользуются наглядно-образным мышлением! Правила важно ярко оформлять, вешать в доступном месте, желательно там, где ребенок пользуется компьютером.

свернуть

Профилактика наркотической зависимости у подростков. Консультация для родителей

11.12.2021
Зависимость от наркотиков является серьезной проблемой современного общества. Наркотики нередко калечат жизнь молодым людям, их родным. Между тем именно родственники могут прекратить надвигающуюся беду.
развернуть

Как вы можете помочь своему ребенку?
1. Старайтесь как можно больше узнать про все, что касается злоупотребления наркотиками. Вооруженные знаниями, Вы будете иметь перевес.
2. Беседуйте со своим ребенком о проблемах, связанных с наркотиками. Предостерегайте его. Обосновывайте свою позицию. Не дайте ему застать Вас врасплох.
3. Оставаясь твердым в своих установках, никогда не отказывайте ребенку в возможности что-либо высказать или обсудить. Ваша излишняя жесткость может вызвать «молчаливый бойкот» у Вашего ребенка. Всегда интересуйтесь тем, что делают ваши дети, в каких компаниях проводят время. Родители должны знать, где бывают их дети и кто их друзья.
4. Если Вы заподозрили, что Ваш ребенок употребляет наркотики, внимательно приглядывайтесь к нему. Заведите дневник, в который записывайте все подробности поведения Вашего ребенка, отмечая дату и время.
5. Перед тем, как провести с ребенком серьезный разговор, составьте для себя список доводов, чтобы разъяснить, почему возникла потребность в таком разговоре. Проводите его, только если ребенок в нормальном трезвом состоянии и если Вы «держите себя в руках».
6. Главное внимание при разговоре с ребенком концентрируйте на его поведении, пользуйтесь конкретными примерами и высказывайтесь спокойно и сдержанно. Подчеркните, что Вы отвергаете только его поведение, а не самого ребенка как личность. Проявляйте свою любовь к нему независимо ни от каких условий.
7. Очень важно, чтобы оба родителя были единодушны и последовательны в своих подходах.
8. Не рассчитывайте сразу на согласие. Будьте готовы, что разговор вызовет у Вашего ребенка раздражение. Ждите таких слов, как «Ты мне не веришь. У меня нет никаких проблем с наркотиками». Нужно ожидать, что ребенок попробует надавить на Ваши чувства. Но Ваша твердая позиция как раз и будет для него наилучшей заботой.

Что должно Вас насторожить?
Признаки возможного потребления наркотиков
Обратите внимание:
• Резкие изменения в поведении ребенка: старание избегать родителей, односложные и уклончивые ответы по телефону, потеря интереса к старым друзьям и прежним занятиям, включая учебу или работу.
• Агрессивное, взвинченное настроение или, наоборот, беспричинное благодушие, безграничная доброта, не имеющая под собой оснований.
• Необычный вид глаз ребенка: чрезмерно суженные или, наоборот, расширенные зрачки, белки, налитые кровью.
• Мелкие кровавые пятна на белье, следы уколов или не глубоких множественных порезов кожи на руках и ногах вдоль вен.
• Неряшливость а одежде и появление в речи ребенка новых словечек типа «закладка», «ширнуться» и т.д.
• Появление подозрительных знакомых, воровства денег и вещей из дома.
• Имейте в виду, что многие признаки можно обнаружить только на первых порах.

Что делать?
Как разорвать паутину?
Если Вы подозреваете, что Ваш ребенок употребляет наркотики, не делайте вид, что ничего не случилось. Не теряйте время – обратитесь к специалисту-наркологу. Не следует бояться слова «нарколог», т.к. в данной ситуации помочь Вам может именно профессионал. Вместе вы сможете обдумать, как убедить ребенка прийти на прием.
Куда обратиться за помощью?
Обращайтесь за помощью в психоневрологические диспансеры, районные наркологические кабинеты.

 

свернуть

Трудный подросток. Понять и принять

23.11.2021
Говорить о подростках невозможно без учёта роли общения со сверстниками в развитии и становлении их личности. Общение может содействовать успешной социализации подростка, но может и подтолкнуть его к асоциальному поведению.
развернуть

В то же время влияние внутрисемейного общения на его развитие продолжает оставаться достаточно сильным. Доверительные отношения в семье могут компенсировать те или иные трудности в общении со сверстниками, помочь подростку определить свою внутреннюю позицию по отношению к асоциальным тенденциям его друзей. Однако верно и обратное – непонятный и непринятый в семье подросток пойдёт искать внимание и тепло на улице. Качество учебной деятельности ухудшается. Подросток, унижаемый близкими, будет компенсировать свою низкую самооценку насмешками, издевательствами над более слабыми ребятами. Таким образом, можно сказать, что характер общения со сверстниками во многом определяется взаимоотношениями в семье подростка.
Возраст 13-14 лет называют периодом открытия «Я», когда подросток начинает задумываться над вопросами «Кто я?», «Чего хочу и что я могу?». Мы, психологи, этот возраст называем стремительным развитием самопознания. В структуре самопознания можно выделить следующие компоненты:
• Притязание на социальное признание. Для подростков становится
важным признание их внешности и факта взросления. Поскольку взросление ребёнка чаще всего наступает неожиданно для его родителей, они не готовы к этому, пытаются сохранить прежний контроль. Таким образом, не достигшие фактической взрослости подростки ее отстаивают, а родители активно этому сопротивляются. Отсюда возникновение конфликтных отношений в семье.
• Социальное пространство личности (её права и обязанности). Подростки большей частью ориентированы на активное отстаивание своих прав, пренебрегая при этом обязанностями.
• Психологическое время личности (её прошлое, настоящее, будущее). В целом этот возраст характеризуется ориентацией на будущее: стремлением скорее вырасти, ожиданием в будущем определённых радостей и свобод. Подросток старается выглядеть старше, престижным становится общение со старшими сверстниками. Слова «Ты ведёшь себя, как маленькая» воспринимаются как оскорбление.
• Половая идентификация. Это представление о себе в контексте собственного сексуального поведения. У подростков формируются эталоны женственности и мужественности, которые определяют сознательное стремление подростков к их достижению. Процесс формирования половой идентичности в подростковом возрасте часто осуществляется непросто, сопровождается острыми переживаниями собственной сексуальной несостоятельности и требует внимания и поддержки окружающих взрослых.

Нарушения развития одного или нескольких структурных звеньев самосознания может привести к появлению агрессивности, тревожности, трудностей в общении, а иногда и суицидальным попыткам.

В подростковом возрасте наблюдается пик эмоциональной неуравновешенности. Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим состоянием. Это приводит к ухудшению дисциплины в классе, подростки начинают громко говорить, хохотать. Настроение подвержено резким перепадам. Возрастает обидчивость, раздражительность. Поэтому, даже не слишком значимое замечание нередко приводит к бурной реакции подростка. Подростки продолжают доказывать всем и самим себе свою «взрослость».
В целом можно сказать, что наиболее эффективным становится взаимодействие с подростками, основанное на уважении их чувства взрослости и самостоятельности, на безусловном принятии ребенка с его достоинствами и недостатками.
Известный педагог Симон Соловейчик писал: «Мне послан ребёнок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он так же призван к жизни, как и я, это нас обьединяет - мы живые люди. Он такой же, как и я, он - человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди; я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребёнка... Я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю, принимаю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его люблю».

свернуть

Предупреждение детского травматизма и гибели детей.

Детский травматизм – одна из серьёзных социальных проблем, которая не только угрожает жизни и здоровью детей, но влечёт и проблемы для родителей.
развернуть

Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Естественно, возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности. Поэтому одна из основных задач родителей – предупреждение детского травматизма.

Работа родителей по предупреждению травматизма должна идти в двух направлениях:

  •                   устранение травмоопасных ситуаций;
  •                   систематическое обучение детей основам профилактики травматизма.

ОТРАВЛЕНИЯ

Достаточно часто среди детей регистрируются отравления. Зачастую причинами отравления становятся небрежно хранящиеся лекарственные вещества, бытовая химия, различные химические вещества и др. Травматизму наиболее подвержены дети младшего школьного возраста.

В Рогачевском районе шестилетний мальчик отравился бензином. Оказалось, ребенок захотел пить и сделал глоток из емкости с бензином, перепутав ее с напитком.

Как предотвратить отравления?

  • храните лекарства, химические вещества и опасные предметы в местах, недоступных для детей!
  • не принимайте лекарства на глазах у маленьких детей: помните, что дети все повторяют за взрослыми;
  • говорите ребенку о том, что пользоваться средствами бытовой химии, косметикой, лекарствами нужно только по их прямому назначению и под наблюдением взрослого;
  • не оставляйте детей без присмотра!

 

ОЖОГИ

Одной из самых распространенных травм, которую ребенок может получить в домашних условиях является ожог (от горячей плиты, посуды, пищи, кипятка, пара, утюга, других электроприборов и открытого огня, кипятком и др.). Исходя из характера случаев получения ожогов ребенком в быту, следует отметить, что в каждом из них травмирования можно было бы избежать при надлежащем контроле взрослых. Стоит подчеркнуть, что лучше перестраховаться и максимально не выпускать ребенка из виду, чем, жалея впоследствии о собственной беспечности, нанести вред его здоровью и жизни. 

Как предотвратить ожоги?

  • строго следить за тем, чтобы во время приема горячей жидкой пищи дети не опрокидывали на себя чашки, тарелки и т.п.;
  • с повышенным вниманием и осторожностью переносить посуду с горячей жидкостью;
  • не разрешать детям находиться рядом во время приготовления пищи, мытья посуды, стирки белья, глажки;
  • прятать в недоступных местах спички, зажигалки;
  • не допускайте детей близко к горячей плите, отопительной печи, утюгу, чайнику и др.

 

НЕОСТОРОЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЛВЖ

Как показывает практика, дети могут получить серьезные травмы из-за неосторожности при использовании легковоспламеняющихся жидкостей. Вспышки паров бензина, ацетона, бензола, толуола, некоторых спиртов и эфиров - по статистике периодически становятся причиной возгораний, в результате которых дети попадают в больницу. Почему-то детям иногда приходит в голову идея побрызгать бытовыми аэрозолями или парфюмом на пламя свечи, на конфорку. Удалить из жизни все опасные предметы невозможно, но рассказать об опасности, научить и показать собственным примером родители обязаны.

Мальчик 2012 г.р. получил ожоги при попытке поджога муравейника с использованием ЛВЖ на приусадебном участке. На момент происшествия родители находились в доме, занимались хозяйственными делами. С ожогами ребенок был госпитализирован.

Профилактика:

  • прячьте от детей легковоспламеняющиеся жидкости, такие, как бензин, керосин, а также спички, зажигалки;
  • не разрешайте детям самостоятельно разжигать отопительные печи;
  • обязательно расскажите детям об опасности легковоспламеняющихся жидкостей. Что должен знать ребенок - ЛВЖ очень сильно и неприятно пахнут;
  • не используйте легковоспламеняющиеся и горючие жидкости при разведении костров, приготовлении пищи на огне!
  • не бросайте емкости с ЛВЖ (ГЖ), или с неизвестным вам содержимым в огонь.

 

ОКНА

Падение детей с высоты, к сожалению, не редкость в Беларуси. Особенно часто о трагических случаях, связанных с падением малышей из окон или с крыш, можно услышать в конце весны, летом и в начале осени. Происходит это по разным причинам: родители отвлеклись или вовсе отсутствовали дома, дети играли или опирались на москитные сетки, не выдержали стеклопакеты — случается разное:

В Ляховичах работники МЧС сняли с подоконника квартиры на втором этаже годовалого ребенка. Прохожий обратил внимание на маленького ребенка, который ползал по подоконнику квартиры на втором этаже. Окно было без москитной сетки, одна рама его была открыта. Очевидец позвонил в МЧС, и спустя три минуты спасатели были на месте происшествия и сняли девочку с подоконника. Малышка была дома одна. Ее мать вернулась домой примерно через 40 минут после происшествия.

Чтобы избежать случаев выпадения из окон:

  • установите блокираторы открывания окон либо специальные фиксаторы, которые не позволяют ребенку открыть окно более, чем на несколько дюймов;
  • используйте ограничители открывания окон со стальным тросом, которые позволят открыть окно только на длину троса;
  • защитите окна, вставив оконные решетки;
  • оборудуйте окна специальными накладными ручками на замке и с комплектом ключей;
  • отодвиньте от окон все виды мебели и не оставляйте в комнате детские стульчики и табуретки;
  • не устанавливайте москитную сетку – ребенок воспринимает ее как преграду и опирается;
  • не оставляйте окна открытыми настежь, если в квартире ребенок;
  • не позволяйте ребенку играть на подоконнике.

 

ЛЮКИ, ЯМЫ, КОЛОДЦЫ и др.

Отсутствие порядка в содержании домового хозяйства, а также на городских улицах (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, не огражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.) представляют особую опасность провалиться туда и получить серьезную травму. Для ребёнка падение в люк канализационного колодца может закончиться летальным исходом. Помимо возможного смертельного удара по голове падающей крышкой, ребёнок может утонуть или задохнуться в магистральной канализационной трубе. Подземные коммуникации не проветриваются вообще, что приводит к накоплению в них разного рода тяжёлых газов, например, пропана, сероводорода или углекислого газа.

В январе этого года в Пуховичском районе погиб 10-летний школьник, который провалился в канализационный колодец.

Как предотвратить падение в люк:

  • внимательно изучайте места для прогулки с ребенком;
  • не оставляйте детей без присмотра;
  • расскажите ребенку, что нельзя становится на люк;
  • если, проходя по улице, вы обнаружили незакрытый люк, постарайтесь закрыть его. Помните, что полностью закрытым люк считается только тогда, когда выступы на крышке точно совпадают с пазами на кромке люка. Не забудьте покричать внутрь, чтобы не замуровать человека или людей, которые находятся внутри. А оказаться там могут и обслуживающий подземные коммуникации персонал, и пострадавший от незакрытого люка прохожий;
  • если не можете самостоятельно закрыть люк, оградите место ветками или какими-либо другими предметами. Позвоните в ЖЭС, чтобы выехала ремонтная бригада и выполнила работу по обеспечению безопасности на улице, которую нарушает незакрытый люк.

 

ВОДА

Дети обожают водные забавы. И все же вода – это, прежде всего, опасность, а не развлечение. Опасность, в особенности для маленького ребенка, представляют все емкости с водой.

Четырехлетний мальчик утонул в Речице. Отец мальчика находился в гараже, мама вместе с ребенком была в доме. Мальчик вышел во двор. Женщина предположила, что он отправился к папе в гараж. Чуть позже тело ребенка без признаков жизни родители нашли в декоративном пруду, который расположен во дворе дома.

Для предотвращения несчастных случаев на воде:

  • не оставляйте детей без присмотра вблизи водоемов, даже если ребенок отлично плавает;
  • разрешайте плавайте ребенку только в специально оборудованных местах, недалеко от берега;
  • запретите ребенку нырять с ограждений или берега;
  • расскажите об опасности игр на воде.

 

СТРОЙКА

Опасные игры на стройках переживают сегодня настоящий бум. Дети для лазания и прыжков находят замороженные стройки и пустующие промышленные объекты. Существует множество опасностей, которые могут возникнуть на строительной площадке и привести к неприятным последствиям. Место возведения нового сооружения является очень опасным для детей, ведь здесь может находиться сложное электрооборудование, выкопано множество глубоких ям, использоваться небезопасная спецтехника, открытые площадки, котлованы с арматурой, горы песка и многое другое.

На что следует внимание для обеспечения безопасности ребенка?

  • всегда держите ребенка за руку вблизи потенциально опасных мест;
  • объясняйте и проговаривайте ребенку опасность игр на стройке;
  • не оставляйте детей без присмотра.

 

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Каждому из нас приходится сталкиваться с железной дорогой: часть учеников пользуются железнодорожным транспортом, или пересекают железнодорожные пути при следовании в школу, на тренировку и т.д.; часть детей ищут приключения, причем в самых неподходящих для таких забав местах. Основными причинами травмирования детей железнодорожным подвижным составом является нарушение правил безопасности.

В апреле прошлого года поезд насмерть сбил 15-летнюю школьницу в Рогачеве. Машинист применял экстренное торможение, но избежать трагедии не удалось. По предварительным данным, школьница слушала в наушниках музыку и была увлечена телефоном. В связи с этим она не заметила приближение товарного поезда и не услышала подаваемый машинистом звуковой сигнал. Девушку отбросило на платформу.

Объясните ребенку, что нельзя:

  • перебегать железнодорожные пути перед приближающимся поездом;
  • подлезать под платформу и подвижной состав;
  • играть вблизи железнодорожных путей;
  • кататься на кабинах и крышах поездов;
  • класть на пути посторонние предметы (это может привести к катастрофам)!
  • переходить железнодорожные пути в неустановленных местах;
  • пользоваться вблизи железнодорожного полотна наушниками и  разговаривать по сотовому телефону.

 

ДЕТСКАЯ ШАЛОСТЬ С ОГНЕМ, ГИБЕЛЬ НА ПОЖАРАХ, ОТРАВЛЕНИЕ УГАРНЫМ ГАЗОМ

Пожары, возникающие по причине детской шалости с огнем – явление, к сожалению, далеко не редкое. Финал таких пожаров может быть очень трагичным. Почти все дети проявляют повышенный интерес к огню, не осознавая в полной мере его потенциальную опасность. В возрасте от трех до пяти лет дети в своих играх часто повторяют за взрослыми, имитируя их действия. В этом возрасте детям хочется все скорее узнать и испытать на себе. Стремление к самостоятельности особенно проявляется, когда дети остаются дома одни. Нельзя быть уверенным в том, что оставшись один, ребенок не решится поиграть с коробочкой спичек, не захочет поджечь бумагу, не устроит костер, который однажды видел в лесу. Бывают случаи, когда взрослые ввиду разных обстоятельств вынуждены оставлять детей на какое-то время без присмотра. Это опасно, особенно если дети остаются в запертых квартирах или комнатах. В случае пожара они не смогут выйти из опасного помещения наружу.

В  Волковысском районе произошел пожар в квартире на первом этаже, в которой проживала молодая семья с двумя детьми. Родители вышли на улицу покурить и ненадолго оставили детей, 2015 года рождения и 2017 года рождения, одних. Один из малышей взял газовую зажигалку для плиты и поджог кресло. Отец потушил огонь подручными средствами.

Случаи, когда в результате пожара погибают дети, также не единичны.

В нашей стране в текущем году на пожарах погибли три несовершеннолетних ребенка.

Январь: в Стародорожском районе жертвой огня стал семилетний мальчик, 12-летняя девочка спаслась, мама оказалась в реанимации.

Март: в Ветковском районе погибли два брата, один из них – 2011 года рождения.

Апрель: в Пуховичском районе погиб полуторогодовалый малыш и его бабушка, четырехлетнюю девочку спас сосед.

29 апреля в Мядельском районе подросток 2009 года рождения спас годовалого брата из горящего дома, при этом получил серьезные ожоги. Сейчас за его жизнь борются лучшие врачи…

Самое страшное, что дети погибают по вине взрослых, нередко по вине самых близких и родных людей – родителей, которые пренебрегают вопросами безопасности.

Предотвратите детскую шалость с огнем:

  • научите ребенка действиям при пожаре, покажите ему возможные выходы для эвакуации;
  • научите ребенка не паниковать и не прятаться в случае пожара;
  • не доверяйте детям следить за электроприборами, печами и газовой плитой;
  • прячьте от ребенка спички, зажигалки, бытовую химию и др.;
  • не оставляйте малолетних детей без присмотра!
  • следите за тем, как дети проводят свободное время, чем интересуются, отвлекайте их от бесполезного времяпрепровождения.

 

Конечно, полностью исключить детский травматизм невозможно – от несчастного случая, увы, не застрахован никто. Но задача родителей максимально обезопасить своего ребёнка. Ведь большинство травм происходит по вине родителей – недоглядели, не объяснили. Очень важно для взрослых – самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни. Не забывайте, что пример взрослого для ребёнка заразителен.

Для того, чтобы обратить внимание к проблеме детского травматизма и гибели от пожаров, сейчас в стране проходит профилактическая акция МЧС «Не оставляйте детей одних!».

 

Крупский РОЧС

свернуть

«Формирование нравственных привычек в семье» Консультация для родителей

Правила безопасного катания на тюбинге

Правила безопасного катания на тюбинге

 Тюбинг стремительно завоевывает популярность в нашей стране. Легкие, удобные, яркие надувные санки стали настоящим хитом продаж среди любителей активного отдыха.

alt

1. Используйте тюбинги, подходящие по размеру

 Взрослому человеку будет некомфортно на «ватрушке» маленького диаметра – ноги могут задевать трассу. К тому же устойчивой такая «конструкция» не будет, велики шансы перевернуться. Маленького ребенка, напротив, не стоит сажать в большой тюбинг – он попросту «утонет» в нем, да и до ручек дотянуться ему будет сложно. Из таких санок ему будет просто вылететь. В тюбинге должно быть комфортно сидеть, расстояние от земли до ног должно быть около 10 см. Обращайте внимание на такую характеристику, как максимальный допустимый вес, и не превышайте его.

2. Катайтесь на специально оборудованных трассах

Это, наверное, главное правило, несоблюдение которого чаще всего приводит к печальным последствиям. Специальный склон для тюбинга, как правило, представляет собой желоб, там минимальна вероятность вылететь с трассы. Если уж вы выбрали для катания трассу неподготовленную, обязательно исследуйте ее на пригодность. Рекомендуемый уклон горы – не более 20 градусов, в противном случае разгон тюбинга будет слишком сильным. Внизу склона должно быть достаточно места для торможения, не должно быть деревьев, кустов, столбов и других препятствий, в которые можно врезаться на большой скорости. Учтите, что «ватрушкой» управлять почти невозможно, к тому же она имеет свойство крутиться вокруг своей оси и есть вероятность, что Вы вообще не будете видеть, куда едете. Большую опасность для катающихся на тюбингах представляют трамплины, даже на первый взгляд небольшие - из-за небольшого веса в полете тюбинг легко может перевернуться.

3. Не спускайтесь «паровозиком», не связывайте тюбинги друг с другом

Если одна из «ватрушек» перевернется, остальные поступят точно таким же образом. В такой «куче» вам вряд ли удастся избежать травм.

4. Опасно кататься на санках вдвоем, вместе с детьми

Детям лучше кататься отдельно на тюбинге, подходящем по размеру. В противном случае Вам придется держать одной рукой ребенка, а другой – «ватрушку». При внештатной ситуации вы оба рискуете вылететь. Ребенок в данном случае рискует сильнее, т.к. плотная посадка у него отсутствует. Если очень хочется кататься вдвоем, лучше использовать двухместные тюбинги.

5. Следите, чтобы на вашем пути не было других катающихся

alt

Прежде чем начать спуск, убедитесь, что предыдущий съехавший освободил трассу. Сами не задерживайтесь внизу склона после остановки и сразу отходите в сторону. Ни в коем случае не пытайтесь подниматься обратно по  склону, где катаются люди. Учтите, что катание на одном склоне совместно с катающимися на любых санках (металлических, пластмассовых, деревянных), снегокатах и других снарядах может привести к травам и повреждению «ватрушек».

6. Запрещено привязывать сноутюбы к транспортным средствам: снегоходам, автомобилям

7. Катайтесь только сидя

alt

Важно!

Для тюбинга нужна специальная трасса: колея на пологом склоне без малейших колебаний высоты. Как правило, на таких трассах работает инструктор. Но и это не может уберечь от беды – даже в горно-лыжных центрах, где есть трасса, травмируются люди.

Обратите внимание:

В отличие от санок тюбинг разгоняется до 100 км/ч, закручивается вокруг своей оси, при этом никакого тормозного устройства у него нет. Это как автомобиль, у которого отказали тормоза.

При несоблюдении правил безопасности тюбинг становится неуправляемым и смертельно опасным.

свернуть

Ко Всемирному дню некурения

20.11.2021
Рекомендации педагога-психолога родителям по профилактике зависимости подростков от курения
развернуть

Чтобы предупредить курение подростков, необходимо способствовать повышению самоценности и самооценки его личности. Для этого обязательно помочь расширить круг общения со сверстниками, особенно некурящими. Ограничить общение со сверстниками, которые снижают его самооценку, например критикуют, унижают. Основывайте общение с подростком на доверии и уважении. Отнеситесь к нему, как к взрослому, скажите: «Я знаю, что ты способен отказаться от этого, если тебе предложат. У тебя хватит ума не начинать. Я верю в тебя!».

Помочь подростку стать интересной личностью. Для этого подросток должен многому научиться, многое знать и уметь. В этом случае ему будет интересно общаться с другими сверстниками (есть о чем рассказать, есть что показать). Поощрять и способствовать посещению кружков, секций, включать в общественную и творческую деятельность.

Не использовать в общении с подростком так называемые «саботажники общения». К их числу можно отнести:

  • Предупреждение, предостережение, угроза («Делай, как сказано или...»);
  • Приказ, команда («Чтобы больше я этого не слышал»);
  • Критика, обвинение («На что это похоже»)
  • Обзывание, высмеивание, оскорбительные прозвища («Такое может сказать только идиот»);
  • Выспрашивание, расследование, допрос («Почему ты так поздно?»)
  • Чтение морали, проповеди («Тебе следовало бы помнить, сколько средств на тебя затрачено, а ты...»).

В основе всех воспитательных воздействий должны быть любовь и доверие к ребенку!

свернуть

Рекомендации педагога-психолога родителям старшеклассников

Интернет-ресурсы: