Профилактика суицидального поведения

Родительское собрание «Этот неизвестный подросток»

26.05.2022
26 мая 2022 года состоялось родительское собрание в VI «Б» классе на тему «Этот неизвестный подросток».
развернуть

Педагог-психолог гимназии Заремба Е.В. ознакомила родителей с результатами анкетирования учащихся по проблеме взаимоотношений детей и родителей. Затем рассказала об особенностях подросткового возраста, заострила внимание на проблеме сексуального насилия над несовершеннолетними. Особое внимание уделила вопросу профилактики суицидального поведения несовершеннолетних, назвала предпосылки суицидального риска несовершеннолетних, дала рекомендации родителям по установлению доверительных отношений с детьми.

родительское собрание

родительское собрание-2

свернуть

Помощь детям и подросткам с суицидальными тенденциями или отчаявшимся

06.12.2021
Рекомендации родителям
развернуть

Вы должны оставаться самим собой. Остальное воспринимается как обман, пусть и непреднамеренный, звучит фальшиво и не является искренним для вас или вашего ребенка.
В вашу задачу входит вступить с сыном или дочерью в доверительные отношения, чтобы он смог рассказать вам правду о том, что у него на уме. Нужно, чтобы он чувствовал себя на равных с вами, как с другом.
Что именно вы говорите (или не говорите) – не столь важно. Важно, КАК вы это говорите. Если вы не можете найти нужных слов, но переживаете искреннюю заботу, ваш голос, интонация передаст ее.
Имейте дело с человеком, а не «Проблемой». Говорите как равный; а не как старший. Если вы попытаетесь действовать как учитель или эксперт, или прямолинейно разрешать проблемы (что обычно и делают родители), это может оттолкнуть вашего ребенка.
Сосредоточьте свое внимание. Вслушивайтесь в чувства, а не только в факты, и в то, о чем умалчивается, наряду с тем, о чем говорится.
Позвольте человеку, не перебивая, излить душу. Не думайте, что вам следует что-то говорить каждый раз, когда возникает пауза. Молчание дает каждому из вас время подумать.
Проявите искренне участие и интерес, не применяйте допроса с пристрастием. Простые, прямые вопросы («Что случилось?», «Что произошло?») для собеседника будут менее угрожающими, чем сложные, «расследующие» вопросы.
Направляйте разговор в сторону душевной боли, а не от нее. Ваш сын или дочь хотят рассказать вам о личных и болезненных вещах, которые трудно услышать большинству людей.
Постарайтесь увидеть и почувствовать ситуацию глазами вашего ребенка. Будьте на его стороне, не принимайте сторону людей, которым он может причинять боль или которые причиняют боль ему.
Дайте возможность сыну или дочери найти свои собственные ответы, даже если вы считаете, что знаете очевидное решение или выход. Во многих случаях решения просто не существует, и ваша роль заключается в том, чтобы оказать дружескую поддержку, выслушать, быть со своим ребенком, который страдает. Предоставление времени, внимания и заботы может показаться недостаточным. Люди в состоянии горя, находящиеся в ситуации, кажущейся безвыходной, могут заставить вас чувствовать себя беспомощными и глупыми. К счастью, вы не должны обязательно выработать какое-то определенное решение, немедленно изменить жизнь или даже спасать ее. Ваш сын или дочь спасутся сами и изменят свою жизнь. Доверяйте им.
И последнее. Когда вы не знаете, что сказать, не говорите ничего.
Но будьте рядом!

свернуть

Участие в фестивале

11.11.2021
11 ноября 2021 года в рамках мероприятий православного фестиваля «Кладезь» в гимназии состоялась встреча с инокиней Свято-Елисаветинского монастыря на тему «Жизнь. Зачем ты мне дана?»
развернуть

На мероприятии с учащимися 11 класса обсуждались вопросы, связанные со смыслом жизни, с ценностью семьи. Интересно инокиня рассказала о роли мужчины в семье, о необходимости взвешенного решения при создании семьи, выборе спутника жизни. Ребятам очень понравилась беседа, ведь в ней были затронуты такие понятия как духовные и нравственные ценности человека.

Встреча с инокиней

Встреча с инокиней_3

свернуть

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ О ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ

09.11.2021
Важно научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «нет» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
развернуть

Дети не должны стесняться громко звать на помощь, преступника это остановит. Призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих– либо домогательств.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого знают родители и не позже 23.00.

Родители всегда должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти.
Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. Их несоблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Родителям надо обращать внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.

Преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, в т.ч. в компьютерные игры у него дома, либо напрашивается в провожатые.

Дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

Нередко преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

Надо, чтобы дети рассказывали родителям обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

Общаясь в социальных сетях Интернета, преступники, как правило, представляются подростками, используя их манеру общения и тактические приемы в целях завладения интимными фотографиями или видеоизображениями и последующего шантажа.

Виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными, все реальные встречи должны проходить под присмотром или с разрешения родителей.

свернуть

Как уберечь ребенка от сексуального насилия

Памятка родителям
развернуть
  •  Расскажите детям о праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
  •  Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
  • Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
  •  Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
  •  Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы телефон был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора смартфона.
  •  Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
  •  В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
  •  НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
  •  ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.
  •  НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах. Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.
  •  Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.
свернуть

День позитива

12.10.2021
12 октября в гимназии в рамках месячника по профилактике суицидального поведения педагогом-психологом Зарембой Е.В. был проведен День позитива, направленный на формирование у учащихся ценностного отношения к жизни.
развернуть

В течение дня проводились различные мероприятия, повышающие эмоциональный фон и настроение.
Предварительно был организован конкурс рисунков «Мир прекрасен» среди учащихся начальной школы. Все самые яркие рисунки были размещены на 3 этаже.

День позитива_16

День позитива_17
С самого утра проводилась акция «Позитивные мотиваторы», учащиеся и педагоги получили заряд положительных эмоций, получив «мотиватор» с пожеланием.

День позитива_9

День позитива_15
В фойе 2 этажа организована фотовыставка «Что такое радость».

День позитива_11

День позитива_13
На переменах состоялся просмотр видеороликов и мультфильмов «По жизни с позитивом!».
Большой интерес у ребят вызвала акция «Я люблю жизнь», в ходе которой все желающие могли написать на цветных сердечках свои жизненные ценности и украсить ими стенд.

День позитива_2

День позитива_10
На переменах «оракулы» раздавали позитивные предсказания на будущее.

День позитива_14

День позитива_3
Особый интерес у ребят вызвала фотозона «Улыбнемся вместе», которую оформили старшеклассники для малышей.

День позитива

День позитива_5
День действительно прошел позитивно и интересно, ведь он подарил ребятам хорошее настроение и улыбки друзей.

День позитива_7

День позитива_8

День позитива_12

свернуть

10 октября - Всемирный день психического здоровья

08.10.2021
Всемирный день психического здоровья отмечается в мире с 1992 года по инициативе Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с целью повышения информированности населения в отношении проблем психического здоровья и способов его укрепления, а также профилактики и лечения психических расстройств.
развернуть

Простые советы, чтобы сохранить психическое здоровье.


1. Спорт и правильное питание. Сбалансированный рацион и умеренная физическая нагрузка – залог крепких сосудов, нервной системы и сильного иммунитета.

2. Глубокий сон не менее 7-8 часов. Сон способствует быстрому восстановлению организма, а соответственно, большей стойкости к стрессовым ситуациям.

3. Хобби, увлечение по вкусу. Неоднократно доказано, что занятие любимым делом заставляет организм выделять «гормон радости».

4. Общение с интересными и позитивными людьми. Положительно настроенный человек заряжает окружающих хорошей, качественной энергией, питая и себя, и других.

5. Умение и возможность выговориться. Вредно скрывать негативные эмоции и замыкаться в себе. Накопленные из года в год обиды, недосказанность, непонимание и стресс могут вылиться в серьезные психические расстройства, последствия которых станут необратимыми и фатальными.

Сохраняйте психическое здоровье – это основа благополучия каждого из нас, при котором мы можем реализовать свой потенциал и способности, противостоять стрессам, продуктивно работать, а также привносить весомый вклад в жизнь общества.

свернуть

Круглый стол «Ценность жизни»

15.09.2021
15 сентября 2021 года для учащихся IX «А» класса состоялось заседание круглого стола «Ценность жизни».
развернуть

В мероприятии принял участие священник Иоанн Шибеко. Он рассказал старшеклассникам об особенностях духовного здоровья человека, ценности жизни. Гимназистам интересно было узнать, что болезни души: уныние, злоба, ненависть - излечимы. Душевные силы можно восполнить через поступки. Важно уметь проходить через трудные ситуации, именно они делают человека более стойким. Необходимо думать и о духовном развитии, наполнять жизнь полезными делами и полезным общением. Пустословие, смехотворство обедняют человека, разрушают его внутренний мир.

Ценность жизни

Ценность жизни-2

свернуть

10 сентября - Всемирный день предотвращения самоубийств

08.09.2021
Ежегодно 10 сентября Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), при поддержке Международной ассоциации по предотвращению самоубийств проводит Всемирный день предотвращения самоубийств.
развернуть

Глобальной целью проведения Всемирного Дня предотвращения самоубийств является уменьшение уровня суицидов и суицидальных попыток среди населения во всех странах посредством осуществления мероприятий, направленных на профилактику суицидального поведения населения, объединяющие усилия многих министерств, ведомств, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений, религиозных конфессий.


Суицид (самоубийство) - это действие с фатальным результатом, которое было намеренно начато и выполнено умершим в осознании и ожидании фатального результата.
Профилактика самоубийств относится к приоритетным вопросам демографической безопасности Республики Беларусь. Смерть от суицидов занимает первое место среди смертей от внешних причин. Важность подчеркивает включение мероприятий профилактики суицидального поведения в подпрограмму 3 «Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма, охрана психического здоровья» Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2021-2025 годы», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2021 года № 28.

Согласно последним оценкам ВОЗ, опубликованным сегодня в документе «Проблема самоубийств в мире, 2019 г.», суицид остается одной из основных причин смерти во всем мире. Ежегодно в результате самоубийств умирает больше людей, чем от ВИЧ, малярии или рака груди, или в результате военных действий и убийств. В 2019г. в результате самоубийства ушло из жизни более 700 000 человек, т.е. одна из каждых 100 смертей — самоубийство; это обстоятельство побудило ВОЗ разработать новые рекомендации для помощи странам в повышении эффективности профилактики самоубийств и оказания помощи лицам, совершившим попытку самоубийства.
Ведущей стратегией ВОЗ по снижению риска суицидов является идентификация специфических групп риска в населении с определением конкретных проблем и потребностей в каждой из этих групп. Как правило, проблематика всегда бывает комплексной и требует таких же комплексных, межведомственных вмешательств: социальная защита и экономическая безопасность, доступность психологической и медицинской помощи, информированность людей о возможности получения конкретной помощи по проблеме, специфичной для данной группы риска. Даже без проведения соответствующих исследований, можно предположить, что группой максимального риска суицида в Беларуси являются мужчины старше 50 лет. Такие медицинские факторы, как депрессия и алкогольная зависимость, значительно увеличивают риск в этой подгруппе.
Учитывая актуальность проблемы, специалистами Министерства здравоохранения разработаны и утверждены Инструкции по распознаванию факторов суицидального риска, суицидальных признаков и алгоритма действий при их выявлении для медицинских и социальных работников, педагогов, психологов, сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, работников средств массовой информации.
Проблема суицидального поведения сложна и многогранна. На конечный выбор человека в кризисной ситуации влияет много разнообразных факторов. Комплексный подход к профилактике суицидов, реализуемый в Республике Беларусь, демонстрирует пример эффективного межведомственного взаимодействия при решении сложных вопросов социального характера, требующих участия различных государственных и общественных институтов, консолидации усилий общества в целом на достижении важнейшей задачи - стабилизации численности населения нашей страны.


Подход LIVE LIFE (Сохрани жизнь)
Для оказания поддержки странам в их усилиях по предупреждению самоубийств, ВОЗ публикует всеобъемлющие рекомендации по реализации своего подхода LIVE LIFE. Данный подход включает в себя четыре стратегии:

- ограничение доступа к орудиям совершения самоубийства, таким как высокоопасные пестициды и огнестрельное оружие;

- разъяснительная работа со СМИ о необходимости ответственного подхода к освещению самоубийств;

- содействие развитию социально-эмоциональных навыков у подростков;

- раннее выявление, оценка, оказание поддержки и последующее наблюдение за всеми, кто страдает от суицидальных мыслей и поведения.

Ограничение доступа к орудиям совершения самоубийства
К числу других мер относятся ограничение доступа к огнестрельному оружию, уменьшение количества единиц лекарственных препаратов в упаковках и установку барьеров на объектах, расположенных на высоте.


Ответственный подход к освещению самоубийств в СМИ
В руководстве подчеркивается роль, которую играют СМИ в отношении проблемы самоубийств. Публикация в СМИ сообщений о самоубийствах может привести к росту числа самоубийств на почве подражания, особенно если речь идет о самоубийстве известного человека или приводится описание способа самоубийства.
В новом руководстве рекомендуется организация мониторинга за публикациями о самоубийствах в СМИ, а также содержится адресованная СМИ рекомендация противопоставлять сообщениям о самоубийствах истории об успешном выздоровлении от психических расстройств или избавлении от суицидальных мыслей. Также рекомендуется вести разъяснительную работу с социальными сетями для повышения их осведомленности и совершенствования используемых ими протоколов выявления и удаления вредоносного контента.


Оказание поддержки подросткам
Подростковый возраст (10-19 лет) — критически важный период для освоения социально-эмоциональных навыков, особенно на фоне того, что половина всех психических расстройств начинают развиваться до 14 лет. В документе LIVE LIFE настоятельно рекомендуется проведение мероприятий, включающих укрепление психического здоровья и программы борьбы с буллингом (травлей), работу в координации со службами психологической поддержки и составление четких протоколов, описывающих порядок действий для лиц, работающих в школах и университетов, в случае выявления риска суицида.


Раннее выявление и наблюдение за людьми, подверженными риску суицида
В отношении лиц, страдающих суицидальными мыслями и поведением, рекомендовано принимать меры по раннему выявлению, оценке, оказанию поддержки и наблюдению. Одним из наиболее серьезных факторов риска самоубийства является уже имевшая место попытка суицида.
Рекомендуется обеспечить обучение работников здравоохранения методам раннего выявления, оценки, оказания поддержки и последующего наблюдения. Дополнить поддержку, оказываемую медицинскими службами, может работа с группами людей, переживших попытку самоубийство. Также рекомендуется организация служб кризисной поддержки для оказания неотложной помощи лицам, находящимся в ситуации острого психического стресса.

свернуть

Профилактика суицида у подростков

16.03.2021
Самоубийство (суицид) - намеренное желание лишить себя жизни. Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, намерения, попытки (покушения) и завершенные суициды. В подростковом возрасте уровень завершенных суицидов на 3-м месте среди других возрастных групп, уровень суицидальных попыток максимальный. В возрасте до 10 лет суицидальные попытки редки, завершенные суициды единичны.
развернуть

Причины:

  •          Лично-семейные конфликты (развод, болезнь или смерть близких, одиночество, неудачная любовь, оскорбление).
  •          Состояние здоровья (психические и соматические заболевания, инвалидность).
  •          Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента (опасения уголовной ответственности, позор, боязнь наказания).
  •          Конфликт, связанный с работой или учебой.
  •          Материально-бытовые трудности.

 

         Выделяют следующие причины подростковых самоубийств:

  •          конфликты с окружающими - 94%, в первую очередь с родителями - 66%;
  •          переживание обиды - 32%;
  •          чувство одиночества, стыда, недовольства собой;
  •          боязнь наказания - 38%;
  •          состояние здоровья - 15%.

Детским попыткам самоубийств могут предшествовать: вина и стыд за проступки; насилие; развод родителей; алкоголизм или амбивалентное отношение матери; потеря близких, а также гиперопека или заброшенность.

         Мотивы часто не соответствуют причинам, для каждого суицидента самоубийство имеет личностный смысл, причем не смертельный, а вполне жизненный. Подростковые попытки бывают продиктованы мотивами манипулирования, контроля над другими и нежеланием умереть.

Мифы

1. «У самоубийцы нарушена психика». Лишь 15-20% совершивших самоубийство психически нездоровы.

2. «Это особый склад характера: чувствительные, меланхоличные
и эксцентричные люди». Мысли о самоубийстве могут возникнуть у любого человека.

3. «Существует влечение к самоубийству, однажды возникнув, такие мысли не отступят». Именно в этом случае можно говорить о невротическом состоянии,
а такие представления объясняются страхом перед неведомым и запретным.

4. «Существует наследственная предрасположенность к суициду». Возможно суицидальное подражание у ближайшего окружения, но генетической предрасположенности не существует.

5. «Тот, кто действительно решает лишить себя жизни, вряд ли будет предупреждать об этом окружающих». Истинность намерений всегда проверить очень сложно, разговоры собственной смерти - это признак кризиса.

Рекомендации взрослым по оказанию помощи подростку в кризисной ситуации.

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. Помогите своему ребенку избежать депрессии. Что можно предпринять?

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.  Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны  и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные  на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

 

Родителям важно

  •          Воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
  •          Каждую трудную ситуацию не оставлять без внимания, анализировать вместе с ребенком.
  •          Обсуждать с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
  •          Дать ребенку рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.      
  •          Обращать внимание на малейшие изменения в поведении детей, обращаться за консультативной помощью к педагогу-психологу.
свернуть

Интернет-ресурсы: