ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ КОДЕКСА ОБ ОБРАЗОВАНИИ

03.08.2022
14 января 2022 г. принят Закон Республики Беларусь № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании».

ЦИФРЫ И ФАКТЫ 297 статей содержит обновленный Кодекс об образовании.

17 новых статей включено в кодекс.

Более 200 изменений и правок внесено в прежнюю версию документа.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ

  • В кодексе установлены незыблемые для системы образования принципы: доступность, качество образования, социальные гарантии, и добавляются еще два новых принципа, заложенных в основу государственной политики в области образования, - инклюзия в образовании и обязательность общего среднего образования.
  • Сокращены и оптимизированы существующие виды учреждений образования. Например, в дошкольном секторе вместо нынешних шести остаются три вида: детский сад, санаторный детский сад и дошкольный центр развития ребенка. Исчезнут профтехучилища, а профессиональные лицеи и профессионально-технические колледжи изменят тип и вид и станут колледжами. Из вузов останутся институт, академия (консерватория) и университет.
  • Предусмотрено прекращение образовательных отношений с обучающимися, привлеченными к административной ответственности за однократное совершение грубого административного правонарушения или к уголовной ответственности.
  • Педагогическую деятельность не смогут осуществлять лица, имеющие медицинские противопоказания. В связи с этим предусмотрены обязательные медосмотры.
  • Введено новое понятие - «конфликт интересов педагогического работника». Это ситуация, когда у педагога возникает заинтересованность в получении какой-либо выгоды, противоречащая интересам обучающихся или их родителей.
  • К обязанностям родителей отнесено обеспечение выполнения их детьми требований учредительных документов и правил внутреннего распорядка для обучающихся.
  • Родители получили право на получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, о методах обучения и воспитания, результатах учебы детей в порядке, определяемом руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления.
  • Местным исполнительным и распорядительным органам и иным учредителям переданы полномочия по установлению или изменению норм наполняемости групп и классов.
  • Коммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность, смогут получить статус бизнес-школы.
  • Расширяются возможности целевой подготовки: своих будущих работников направить на обучение могут организации, которые находятся в крупных населенных пунктах.
  • Появился новый вид дополнительного образования - одаренных детей и молодежи на базе Национального детского технопарка.

ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

12 месяцев вместо 9 будет продолжаться учебный год.

  • Общее среднее образование стало обязательным (сейчас обязательным является базовое). Как и ранее, желающие смогут «добирать» необходимый минимум знаний как в школах, так и в профессионально-технических и средних специальных учреждениях.
  • Предусмотрена возможность проведения факультативных занятий в шестой школьный день с учащимися 5-9-х классов, а не только с 9-11-классниками, как сейчас.
  • Руководитель учреждения образования может принять ребенка в первый класс на основании заявления одного из его законных представителей и решения педагогического совета, если будущему ученику исполнится 6 лет до конца календарного года.
  • Вводится конкурсный отбор в 10-е классы гимназий. Он будет осуществляться по среднему баллу свидетельства об общем базовом образовании и отметок предметов, которые учащиеся будут изучать на повышенном уровне.
  • В кодексе закреплено, что итоговые испытания по отдельным учебным предметам в ходе итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования могут проводиться в виде централизованного экзамена. В Минобразования поясняют: тесты для проведения такого экзамена, как и тесты для ЦТ, будут разработаны с учетом изучения предметов на базовом уровне.

СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ И ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЕ

  • Срок получения профессионально-технического образования на основе общего среднего образования в дневной форме составит 6-12 месяцев вместо нынешних 1-2 лет. По мнению разработчиков кодекса, ряд профессий можно освоить менее чем за год.
  • В кодексе появилась норма, связанная с реализацией образовательных программ в сетевой форме. Речь о ресурсных центрах - «центрах компетенций», на базе которых учащиеся учебных заведений по схожим специальностям смогут получить навыки эксплуатации современного оборудования, а также освоить новейшие технологии. Сетевая форма подразумевает тесное взаимодействие и обмен опытом между различными учебными заведениями.
  • С 2023 года зачисление по всем специальностям в учреждения среднего специального образования будет осуществляться по результату конкурса среднего балла аттестата.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

  • В вузах можно будет получить общее высшее образование (4-4,5 года, бакалавриат), углубленное высшее образование (1-2 года, магистратура), а по наиболее сложным специальностям - 5-6-летнее непрерывное высшее образование.
  • В вузах появится самостоятельная форма получения образования - дистанционная.
  • Со студентов, игнорирующих учебные занятия, за проведение повторных занятий вне группы и за ликвидацию академической задолженности может взиматься плата.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ

  • Для детей-сирот и лиц с особенностями психофизического развития, получивших профессиональное образование, вводится трудоустройство в счет брони: выпускникам вместе с документом об образовании будет выдаваться свидетельство о направлении на работу на забронированные рабочие места, определяемые нанимателям местными исполнительными и распорядительными органами для поддержки выпускников.
  • Выпускники, обучавшиеся на платной основе и обратившиеся за направлением на работу, будут получать статус молодого специалиста.

Ссылка на источник:

https://www.sb.by/articles/znaniya-na-vyrost-kodeks.html

 

О ЗАКОНЕ ОБ ИЗМЕНЕНИИ КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 ОБ ОБРАЗОВАНИИ

14 января 2022 г. принят Закон Республики Беларусь № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании».

Законом № 154-З в новой редакции излагается Кодекс Республики Беларусь об образовании (Кодекс об образовании). Изменения направлены на совершенствование норм Кодекса с учетом практики его применения в современных условиях, а также приведение отдельных предписаний соответствие с законодательством Республики Беларусь.

Изложение Кодекса об образовании в новой редакции обусловлено:

  • изменением структуры высшего образования;
  • включением в систему образования Республики Беларусь системы научно-ориентированного образования взамен системы послевузовского образования;
  • расширением сферы применения целевой подготовки специалистов и рабочих (служащих) для удовлетворения потребностей в специалистах различного профиля организаций, расположенных как в малых населенных пунктах и на загрязненных территориях, так и в иных населенных пунктах;
  • устранением пробелов, выявленных в практике применения Кодекса об образовании.

В частности, новой редакцией:

  • устанавливается обязательное в республике получение общего среднего образования;
  • вводятся нормы, направленные на внедрение инклюзивных подходов в образовании, обеспечивающие равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
  • предусматривается возможность получения образования в дистанционной форме, которое определяется как обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся и взаимодействие обучающегося и педагогических работников на основе использования дистанционных образовательных технологий (реализуемые в основном с применением информационно-коммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников);
  • пересмотрены компетенции госорганов. В ряде случаев компетенция на принятие актов от Правительства передана на уровень республиканских органов государственного управления. За местными исполнительными и распорядительными органами закреплена функция осуществления контрольной (надзорной) деятельности – контроль за обеспечением качества образования.

Изменениями предусмотрено, в частности, усиление воспитательной составляющей образования. К целям образования, наряду с интеллектуальным, нравственным, творческим, физическим и профессиональным развитием личности, отнесено формирование патриотизма, гражданственности. Так, воспитательная работа во внеучебное время должна быть направлена на формирование у обучающихся уважения к памяти защитников Отечества, закону и правопорядку, бережного отношения к историко-культурному наследию и традициям белорусского народа.

Предусмотрена организация транспортного обеспечения к местам проведения мероприятий воспитательного характера: экскурсий, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных, культурных мероприятий.

Существенно расширен перечень учреждений образования, основным органом самоуправления в которых является педагогический совет. В него дополнительно включены учреждения дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования одаренных детей и молодежи, воспитательно-оздоровительные учреждения, социально-педагогические учреждения, специальные учебно-воспитательные учреждения и специальные лечебно-воспитательные учреждения.

Уточняются нормы о правовом статусе педагогического работника:

  • расширяется перечень лиц, которые относятся к педагогическим работникам (за счет включения в него лиц, оказывающих коррекционно-педагогическую помощь);
  • перечень оснований для осуществления педагогической деятельности дополняется контрактом о прохождении военной службы (службы);
  • уточняется перечень должностей педагогических работников, которые относятся к профессорско-преподавательскому составу, а также отдельные должности педагогических работников, замещаемые по конкурсу.

Также для поступающих на работу на должности педагогических работников вводится обязанность предъявлять выписку из единого государственного банка данных о правонарушениях о наличии (отсутствии) сведений о преступлениях вне зависимости от погашения (снятия) судимости, прекращения уголовного преследования, принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

Для дополнительной поддержки педагогических работников включена норма, дающая право при наличии свободных мест осуществлять подвоз педагогов к месту работы и обратно школьными автобусами.

Новым Законом уточняется порядок отчисления обучающихся.

В частности, к основаниям для отчисления отнесены случаи привлечения к административной ответственности за однократное совершение грубого административного правонарушения или привлечение к уголовной ответственности за преступления против человека. Что касается восстановления для продолжения получения образования лиц, не завершивших освоение содержания одного из видов образовательных программ и отчисленных из учреждений образования, то оно будет осуществляться не с 1 сентября, а с того же семестра (полугодия), с которого они были отчислены. При этом особенности приема (зачисления лиц), отчисления и перевода обучающихся по специальностям для воинских формирований и военизированных организаций регулируются с учетом законодательства о прохождении соответствующей службы.

Вводится процедура, устанавливающая дополнительные гарантии трудоустройства выпускников, относящихся к категориям лиц с особенностями психофизического развития, детей-сирот, получивших профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование, которым не может быть предоставлено место работы в ходе распределения, заключающаяся в определении места работы таких выпускников и осуществляемая государственными учреждениями образования на рабочие места, определяемые нанимателям местными исполнительными и распорядительными органами.

Кодексом об образовании также устанавливается новый вид дополнительного образования – дополнительное образование одаренных детей и молодежи. Оно направлено на выявление и развитие у учащихся способностей к научно-исследовательской и изобретательской деятельности. Учреждением дополнительного образования одаренных детей и молодежи является детский технопарк.

Кодексом закреплено осуществление организации образовательного процесса в учреждениях образования на двух государственных языках.

 

Ссылка на источник:

https://pravo.by/novosti/analitika/2022/january/68438/?print=1%20%E2%80%93

Скачать текст документа для ознакомления