Литературный календарь

3 ИЮЛЯ – ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

30.06.2022
День Независимости Республики Беларусь (День Республики) – главный праздник белорусской государственности.  С 1991 г. он отмечался 27 июля, в день принятия Декларации о суверенитете Белоруссии. Решение о праздновании Дня Независимости 3 июля было принято в ходе республиканского референдума в 1996 г.
развернуть

Важной вехой в развитии государственности стал разгром в ходе Великой Отечественной войны немецко-фашистских войск, символизируемый освобождением 3 июля 1944 года столицы республики – города Минска.

Важнейшие этапы освобождения Беларуси:

  • оборонительная операция Западного фронта летом 1941 г.;
  • активная борьба партизанских формирований и подпольщиков на оккупированной территории Белоруссии;
  • стратегическая наступательная операция «Багратион», которая  закончилась  полным разгромом вражеских войск на белорусской земле.

Общепризнанно, что по своей продолжительности, количеству участвующих сил и средств, размаху и ожесточенности вооруженной борьбы, политическим и военным результатам этому сражению не было равных в Великой Отечественной войне.   

  Белорусы сражались на фронтах Великой Отечественной, вели ожесточенную борьбу на оккупированной врагом территории. 1 млн. 100 тыс. белорусов находилось в рядах сражающейся Красной Армии, 217  генералов и адмиралов, выходцев из Белоруссии, – во главе соединений, которые вели боевые действия с врагом.

Свыше 1,5 млн. жителей Беларуси, эвакуированных в восточные районы страны, участвовало в героическом труде советского тыла. До лета 1942 г.  на оборону работало более 60 белорусских предприятий. 440 тыс. белорусских партизан и подпольщиков в тяжелейших условиях фашистской оккупации вели непрекращающуюся борьбу с захватчиками.

За три года всенародной партизанской войны было уничтожено 500 тыс. солдат и офицеров фашистской армии, 11 128 эшелонов, 1323 километра железнодорожных путей. В истории освободительных войн не было такого массового партизанского движения, какое развернулось в Беларуси. В мире Беларусь стали называть «республикой-партизанкой».

   За героизм и мужество городу Минску присвоено звание Героя, Брестской крепости  – звание крепость-герой.

    Победа досталась дорогой ценой. Потери были беспрецедентны. Беларусь понесла самый чувствительный урон среди всех республик. По официальным данным, на ее территории фашистскими захватчиками было разрушено почти 80 % городов и районных центров. Гитлеровцы уничтожили 9200 сел и деревень, 628 из них сожгли вместе с жителями.    Из 9 млн. жителей Беларуси погиб каждый третий. Гитлеровцы уничтожили 2 млн. 220 тыс. человек, 380 тыс. угнали в рабство, более 800 тыс. бойцов и командиров Красной Армии погибли на фронтах Великой Отечественной войны.

     В боях за освобождение Беларуси орденами и медалями было награждено около 500 тысяч воинов и народных мстителей. Более чем 600 воинским и соединениям были присвоены почетные наименования городов и рек Белоруссии. Всего же, начиная с 1941 г., подвиги 140 тысяч белорусских партизан отмечены орденами и медалями, а 87 наиболее отличившимся присвоено звание Героя Советского Союза.

свернуть

ЧИТАЕМ КНИГИ О ВОЙНЕ

04.05.2022
Как и где узнать о Великой Отечественной войне? О том, что пережили наши деды и прадеды в 1941-1945 годы? Лучше всего об этом расскажут книги.
развернуть

В ХХ веке человечество дважды погружалось в пучину мировых войн. Самой страшной и кровопролитной стала Вторая мировая. Для Советского Союза она стала Великой Отечественной. Только в Беларуси погиб каждый третий житель. Но народ не сдался – все встали на защиту своей Родины.

Тема Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) стала одной из главных в советской литературе. Многие советские писатели принимали непосредственное участие в боевых действиях на передовой, кто-то служил военным корреспондентом, кто-то воевал в партизанском отряде... Такие знаковые авторы XX века, как Шолохов, Симонов, Гроссман, Эренбург, Астафьев и многие другие, оставили нам удивительные свидетельства. У каждого из них была своя война и свое видение произошедшего. Кто-то писал о летчиках, кто-то о партизанах, кто-то о детях-героях, кто-то документальные, а кто-то художественные книги. Они оставили воспоминания о тех роковых для страны событиях.

25 лучших романов и повестей о Великой Отечественной войне

• Борис Васильев: «А зори здесь тихие...»
• Константин Воробьев: «Убиты под Москвой»
• Даниил Гранин: «Мой лейтенант»
• Алесь Адамович: «Каратели»
• Виктор Астафьев: «Прокляты и убиты»
• Борис Васильев: «В списках не значился»
• Владимир Богомолов: «Момент истины (В августе сорок четвертого)»
• Юрий Бондарев: «Горячий снег»
• Юрий Бондарев: «Батальоны просят огня»
• Василь Быков: «Сотников»
• Василь Быков: «Дожить до рассвета»
• Олесь Гончар: «Знаменосцы»
• Василий Гроссман: «За правое дело»
• Василий Гроссман: «Жизнь и судьба»
• Эммануил Казакевич: «Звезда»
• Эммануил Казакевич: «Весна на Одере»
• Валентин Катаев: «Сын полка»
• Виктор Некрасов: «В окопах Сталинграда»
• Вера Панова: «Спутники»
• Фёдор Панфёров: «В стране поверженных»
• Валентин Пикуль: «Реквием каравану PQ-17»
• Анатолий Рыбаков: «Дети Арбата»
• Константин Симонов: «Живые и мертвые»
• Михаил Шолохов: «Они сражались за Родину»
• Илья Эренбург: «Буря»

свернуть

Международный день детской книги: история праздника

01.04.2022
Ежегодно 2 апреля весь мир отмечает Международный день детской книги. Дата празднования выбрана не случайно – в этот день родился великий датский сказочник Ганс Христиан Андерсен.
развернуть

Праздник впервые отмечали в 1967 г. Инициатором его создания стала организация под названием «Международный совет по детской книге», а точнее, ее основатель – немецкая писательница, журналист и переводчик Йелла Лепман, которая практически всю свою удивительную жизнь посвятила детям и детской литературе.

Она переводила и редактировала множество детской и юношеской литературы, сама написала несколько книг для детей, а также основала Международную юношескую библиотеку, представляющую собой профессионально составленный сборник лучших детских книг писателей мира. Еще в 1953 году Лепман предложила учредить Международную премию имени Ганса Христиана Андерсена. С 1956 года премия присуждается автору лучшей детской книги, с 1966 года ее начали вручать и лучшему художнику-иллюстратору.

В День детской книги раз в два года детским писателям и художникам присуждается главная награда - Международная премия имени великого сказочника с вручением золотой медали - самая престижная международная награда, которую часто называют «Малой Нобелевской премией». Золотую медаль с профилем великого сказочника вручают лауреатам на очередном конгрессе Международного совета по детской книге.

В настоящее время лауреатами премии являются более 40 человек – иллюстраторы и писатели, в том числе Астрид Линдгрен, Джанни Родари, Туве Янссон и Джеймс Крюс.

В 1976 году премии была удостоена представительница СССР, медаль досталась художнику-иллюстратору детской книги Татьяне Мавриной.

Несколько лет назад лауреатом самой престижной премии в области детской литературы имени Ханса Кристиана Андерсена стал российский иллюстратор Игорь Олейников, художник, аниматор, иллюстратор детских книг. Среди его работ, выпущенных российскими издательствами: «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Хоббит, или Туда и обратно» Джона Толкина, «Приключения барона Мюнхгаузена» Эриза Распе и другие.

У Международного совета по детской книге есть ещё одна награда - Почётный диплом за отдельные книги для детей, за их иллюстрирование и лучшие переводы на языки мира. Русские писатели, художники и переводчики не раз получали почетные дипломы. Среди награжденных такими дипломами – Юрий Коваль, Агния Барто, Сергей Михалков, Виктор Чижиков, Ирина Токмакова и др.

Обычно к Международному дню детской книги во многих странах приурочивают проведение Недели детской и юношеской книги. Проводят конкурсы, выставки, конференции и фестивали, посвящённые лучшим книгам мира. Показывают спектакли по детским книгам. Программы яркие, развлекательные, запоминающиеся. И везде, у всех стран и народов, королём праздника считается Андерсен.

Рисунок2

свернуть

Всемирный день поэзии

21.03.2022

Во все времена люди любили и верили поэтам. Ведь поэзия создается чувствами, эмоциями, воображением поэта. Древние греки подразумевали под поэзией человеческую речь, во всех ее проявлениях. Это и проза, и театральная декламация, и вдохновенная речь и философский спор и, конечно же, стихи. В настоящее время поэзия представляется чем-то прекрасным, необычным и это на самом деле так. Писать стихи способен лишь тот, кто умеет увидеть возвышенное за обыденностью, может погрузиться в воображаемый мир, обладает тонкой душевной организацией и глубиной чувств.

Поэзия позволяет наслаждаться словом, рождает сильные, проникновенные слова, которые обладают особой энергией, подчиняющей наше воображение и увлекающей за собой. Эту великую силу в них вдохнул поэт, а черпает ее он из окружающего нас мира, воспринимая и ощущая силу ветра и солнца, слыша мелодию набегающих волн и шелестящего леса, находя ее в тревожащем напряжении любви.

Именно поэтому 21 марта весь мир отмечает Всемирный День поэзии – удивительный праздник. Он обязан своему существованию конференции ЮНЕСКО, которая в 1999 году приняла решение о введении в международный календарь этого торжества. По мнению международного комитета, этот праздник может возвратить поэтические чтения, восстановит диалог между живописью, хореографией, театром, музыкой и поэзией.
Ведь поэт совершенно иначе смотрит на наш мир и объясняется понятными и вдохновенными образами. Наш прекрасный русский язык обязан писателям и поэтам появлением многих слов. Слово "вещество" придумал Ломоносов, "промышленность" принадлежит Карамзину, а "головотяпство" Салтыкову-Щедрину. Благодаря поэтическому озарению Игоря Северянина мы познакомились со словом "бездарь".
Поэзия – вечно молодая, трепетная и прекрасная любовь человечества! На нашей планете не найти народа, который бы не был знаком с ней.
Разумеется, поэты обладают разной степенью таланта, но иногда рождаются гении, подобные Пушкину, которые дарят человечеству бессмертные произведения, веками смущающие воображение людей и заставляющие мыслить и чувствовать. Поэты остаются живыми свидетелями времени. Шагните в бездну прекрасных слов и перед Вами, откроется совершенно новый мир!
Примите поздравления со Всемирным днем поэзии!

свернуть

18 ФЕВРАЛЯ – 100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ГЕРОЯ БЕЛАРУСИ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА БЕЛАРУСИ САВИЦКОГО МИХАИЛА АНДРЕЕВИЧА

17.02.2022
Михаил Савицкий – единственный человек искусства, который стал Героем Беларуси. Это художник, чье имя неразрывно связано с главными трагедиями нашей земли 20 века – Второй мировой войной и Чернобыльской трагедией.
развернуть

Михаил Андреевич родился 18 февраля в 1922 года в деревне Звенячи (Витебская область) в семье железнодорожника и пчеловода. Был младшим из четырех детей.

После окончания средней школы в 1940 году был призван в ряды Красной армии. Начало Второй мировой войны застал в Чечне, но уже в ноябре 1941 в составе десанта высадился в Севастополе, где принимал участие в обороне города, длившейся 250 дней. Но, несмотря на это, город был сдан, а через 5 дней Савицкого взяли в плен и после нахождения в тюрьме этапом отправили в Румынию, а затем в Германию.

Там его электросварщиком поставили работать на вагонной фабрике в Дюссельдорфе. Вместе с другими пленными под руководством Георгия Корнилова была организована диверсионная группа. Но просуществовала она недолго и вскоре была раскрыта. Савицкий пробовал сбежать во Францию, но его поймали и приговорили к смерти, позже замененной на концентрационный лагерь Бухенвальд.

После Бухенвальда Савицкого отправили на каменоломни концентрационного лагеря Миттельбау-Дора. И уже после них, ближе к окончанию войны, его перевезли в лагерь Дахау. За организацию очередной попытки побега немцы поместили его в штрафной барак и вновь стали готовить к расстрелу. Но 29 апреля Михаила Савицкого, вместе с другими пленными, освободили американские войска.

После возвращения к своим Савицкого признали негодным к службе из-за плохого здоровья, но благодаря врожденной настойчивости ему удалось добиться разрешения на работу в армии. После этого до 1947 года он служил в Германии и Венгрии, а затем вернулся в Минск.

После возвращения на родину Савицкий поступает в художественное училище, а после его окончания идет получать образование дальше – в Московский художественный институт им. Сурикова, который окончил в 1957 году.
Окончив институт, Михаил Савицкий возвращается в Минск, где и остается жить, практически никуда не выезжая, посвятив всю свою жизнь творчеству. Избирался Народным депутатом СССР и Депутатом Верховного совета БССР. Участвовал в росписи Музея ВОВ в Минске. Был академиком Российской Академии художеств.

Сегодня работы художника выставлены в государственных музеях Беларуси, России, Болгарии и других стран. Радует то, что огромное их количество осталось на Родине. Сам Савицкий насчет своих работ имел принципиальную позицию – наотрез отказывался продавать их в частные коллекции, особенно иностранцам. Утверждал, что не хочет, чтобы его творчество покупали только из-за имени.

Прославился также как портретист. Создал множество портретов известных людей своих современников. А в 2000-2002 годах создал серию портретов президентов Национальной академии наук.

Его работы выполнены в «суровом» стиле. Главная их тематика – война и трагедия всего народа. По всем картинам видно, как глубоко в душу художника врезались воспоминания о концлагерях. Важная тема в его творчестве – Чернобыльская трагедия. Всего же за свою жизнь Савицкий создал более 200 картин.

Для Савицкого было характерно публицистическое и эмоционально-экспрессивное раскрытие исторических и современных тем («Песня», 1957; циклы «Героическая Белоруссия», 1967, «Цифры на сердце» (1974—1979) (в основу которого положены воспоминания и впечатления о жестокости в немецких концлагерях); картины «Партизанская мадонна», «Легенда о батьке Минае», «Дети войны» и др.). Все эти полотна посвящены памяти погибших во времена великой отечественной войны. Также они воспевают патриотизм советских людей.

Вместе с отдельными картинами создал художественные циклы «Беларусь партизанская» (1960—1980-е годы), «Цифры на сердце» (1974—1987), «Черная быль» (1988—1989), «Заповеди блаженства» (1990-е годы), «XX век» (1990—2000-е годы). Многие его ранние работы не сохранились. Среди видных картин также: «Партизаны» (1963), «Реквием» (1988), др. «Партизанская мадонна» была отмечена серебряной медалью АХ СССР. «Христианские мотивы у Савицкого появились довольно рано», позже «зазвучав в его искусстве во всю силу».

Память. В сентябре 2012 года в Минске состоялось открытие художественной галереи Михаила Савицкого (пл.Свободы, 15), в которой собраны многие картины художника. Также в Минске на доме по адресу Беломорская, 17 (там, где жил художник) установлена мемориальная табличка в его честь.

О Михаиле Савицком снято 2 документальных фильма – “Опаленная память” (по сценарию Геннадия Буравкина) и “Михаил Савицкий. Тайны биографии”.

свернуть

85 ГАДОЎ З ДНЯ НАРАДЖЭННЯ МІХАСЯ СТРАЛЬЦОВА

14.02.2022
Міхась Стральцоў з’яўляецца прадаўжальнікам інтэлектуальнай плыні ў беларускай літаратуры. Яго імя можна паставіць побач з імёнамі М. Багдановіча, В. Ластоўскага, М. Гарэцкага, К. Чорнага.
развернуть

Міхаіл Лявонавіч Стральцоў нарадзіўся 14 лютага 1937 года ў вёсцы Сычын Слаўгарадскага раёна Магілёўскай вобласці ў сям’і настаўніка. Бацька будучага пісьменніка Лявон Клімавіч Стральцоў быў дырэктарам школы, а маці Марыя Міхайлаўна — хатняй гаспадыняй. У 1954 годзе будучы пісьменнік скончыў Нова-Ельненскую сярэднюю школу і паступіў на аддзяленне журналістыкі філалагічнага факультэта БДУ ў Мінску. Менавіта тут стаў блізкім сябрам Р. Барадуліна. Аднакурснікі згадвалі, што М. Стральцоў быў самым дасведчаным і начытаным. Добра ведаў рускую класічную, замежную і савецкую літаратуру. Пасля заканчэння вучобы працаваў у газеце «Літаратура і мастацтва», часопісах «Полымя», «Маладосць», загадчыкам аддзела ў часопісе «Нёман».

Пісаць вершы М. Стральцоў пачаў яшчэ ў школьныя гады, першыя з іх былі надрукаваны ў 1952 годзе ў газеце «За Радзіму». Пра сваё дзяцінства і дзяцінства аднагодкаў пісьменнік згадваў у апавяданнях, вершах, крытычных артыкулах, напісаных у форме эсэ (вольных разважанняў), адно з іх — «Дзяцінства, якое мы помнім» (1984). Гэта твор пра пакаленне, што рана пасталела, перажыло і смерць блізкіх і родных, і пасляваенны голад, навучылася, пераадольваючы цяжкасці, цаніць жыццё, захоўваць памяць пра мінулае. Менавіта дзіцячыя гады вызначылі агульны гуманістычны змест творчасці М. Стральцова і пісьменнікаў яго пакалення: «Ужо дарослымі мы па-сапраўднаму адчулі сябе дзецьмі вайны. І тады напісалася апавяданне “На чацвёртым годзе вайны”, аповесць “Адзін лапаць, адзін чунь”. Там — уражанні ваеннага дзяцінства, першапачатковы, можа, самы галоўны жыццёвы вопыт. Эмацыянальны вопыт майго пакалення і пакалення, якое не ведала вайны, паяднаўся. Паяднаўся на разуменні той цаны, якую заплацілі мы за мір, засталася Памяць — у майго пакалення біяграфічная, у новага — гістарычная. Памяць з вялікай літары».

Журналісцкая праца прадвызначыла шырыню мастацкіх інтарэсаў пісьменніка. Дэбют Стральцова-празаіка адбыўся ў 1957 годзе, калі на старонках часопіса «Маладосць» было надрукавана апавяданне «Дома». Праз пяць гадоў убачыў свет першы зборнік яго апавяданняў — «Блакітны вецер» (1962). У іх вызначыліся такія рысы творчасці М. Стральцова, як лірызм, павышаная пачуццёвасць герояў і аўтара, асацыятыўная вобразнасць, маналагічная спавядальнасць.
У 1962 годзе пасля выхаду ў свет першага зборніка прозы М. Стральцоў быў прыняты ў Саюз пісьменнікаў СССР, што было само па сабе выключэннем з правіл, бо працэдура прыёму была доўгая і марудная.

У апавяданнях «Трыпціх», «Дома», «Перад дарогай», «На вакзале чакае аўтобус» і асабліва вылучаным крытыкамі «Смаленне вепрука» раскрываецца галоўная тэма творчасці М. Стральцова — тэма духоў¬най сувязі паміж горадам і вёскай, сувязі вяcковых каранёў і гарадскога прагрэсу, празрыстасці расы на лісці дрэў і блакітнага агеньчыка тэлеэкрана, грукату падвод і трамваяў на асфальтаванай вуліцы, што вядзе на Конскі базар. Пісьменнік прымаў жыццё з яго вытокамі і працягам, з вясковымі хатамі і гарадскімі каменнымі дамамі.

У 1966 годзе выйшаў другі зборнік апавяданняў з сімвалічнай назвай «Сена на асфальце». Затым былі выдадзены аповесць «Адзін лапаць, адзін чунь» (1970), выбраныя творы «На ўспамін аб радасці» (1974), кніга прозы «Падарожжа за горад» (1986) і зборнік «Выбранае» (1987). У новых кнігах М. Стральцова таксама гучыць голас аўтара — сына вёскі, які імкнецца да сваіх вытокаў, каранёў, прыгажосці нерушнага, спрадвечнага, гарманічнага, асвечанага векавымі традыцыямі народнага жыцця.

Міхась Стральцоў з’яўляецца аўтарам чатырох зборнікаў паэзіі: «Ядлоўцавы куст» (1973), «Цень ад вясла» (1979), «Яшчэ і заўтра» (1983), «Мой свеце ясны» (1986). Вершы, прадстаўленыя ў кнігах, напісаны пра мінулую вайну і нялёгкае пасляваеннае жыццё, цяжкае дзяцінства, бацькоўскі парог, родную прыроду, вясковы і гарадскі ўклад жыцця. Многа твораў прысвечана вечным тэмам: каханню, спалучэнню прыватнага і агульнага, паэзіі, ролі мастака ў жыцці і творчасці. У жанравых адносінах гэта пераважна элегіі, прасякнутыя настроем смутку, тугі, оды пра радасць быцця і прыгажосць прыроды, разважанні пра лёс чалавека, мінулае, сучаснае і будучыню, пасланні, звароты да сяброў, пейзажныя замалёўкі.

Акрамя таго, што М. Стральцоў пісаў празаічныя і паэтычныя творы, ён быў і арыгінальным даследчыкам літаратуры і крытыкам, напісаў літаратурна-крытычныя нарысы і эсэ, прысвечаныя твор¬часці класікаў нашай літаратуры і маладым пісьменнікам і паэтам: «Жыццё ў слове» (1965), «Загадка Багдановіча» (1968), «У полі зроку» (1976) і «Пячатка майстра» (1986).

Міхась Стральцоў быў таксама і таленавітым перакладчыкам. Ён перакладаў на беларускую мову творы рускіх, украінскіх, італьянскіх, лацінаамерыканскіх пісьменнікаў, раман Ч. Айтматава «Буранны паўстанак» (1987). А кнігі і асобныя творы М. Стральцова таксама перакладаліся на французскую, нямецкую, грузінскую, усходнеславянскія і іншыя мовы, што сведчыць пра прызнанне таленту пісьменніка не толькі ў блізкім, але і ў далёкім замежжы.
Не стала М. Стральцова 23 жніўня 1987 года. У наступным годзе ён быў пасмяротна ўзнагароджаны Дзяржаўнай прэміяй БССР імя Янкі Купалы.

свернуть

115 ГАДОЎ З ДНЯ НАРАДЖЭННЯ АЛЕСЯ ЗВОНАКА

14.02.2022
Алесь Звонак (1907-1996) – паэт, перакладчык, крытык. Сапраўднае імя Пётр Барысавіч Звонак.
развернуть

Нарадзіўся 14 лютага ў г. Мінску. Выхоўваўся ў дзіцячым доме. Пасля атрымання сярэдняй адукацыі (1925) накіраваны адказным сакратаром газеты «Чырвоная Полаччына». З 1927 года працаваў на Беларускім радыё, затым – у часопісе «Маладняк». Шмат вучыўся. Спачатку ў Беларускім дзяржаўным універсітэце, пасля ў Маскоўскім універсітэце, у аспірантуры Акадэміі мастацтвазнаўства ў Ленінградзе. Калі ўтварыўся Саюз пісьменнікаў СССР, А. Звонак адным з першых у рэспубліцы атрамаў членскі білет за подпісам самога Максіма Горкага.

Алесю Звонаку давялося прайсці вельмі складаны жыццёвы шлях. У лістападзе 1936 года быў арыштаваны і асуджаны на 10 гадоў. За гэты час ён нямала перажыў, авалодаў новымі прафесіямі. Працаваў на геалагічных аб’ектах Поўначы. У канцы 1954 года Вярхоўным судом рэабілітаваны, вярнуўся ў Мінск.

Пачаў друкавацца з 1925 года. Першы зборнік вершаў «Пунсовае ранне» (1926) выдаў разам з Я. Бобрыкам і Я. Туміловічам. Раннія творы паэта «Буры ў граніце» (1929), «На лінію агню» (1932), «Мая Радзіма» (1935) вызначаюцца аптымістычным жыццесцвярджальным пафасам і рамантычнай узнёсласцю. У пазнейшых зборніках «Табе адной» (1957), «Запаветнае» (1961), «Россып» (1967), «Прадчуванне» (1974) паэтызуюцца працоўныя будні Радзімы, а таксама ўслаўляецца хараство прыроды.

За пасляваенны час стварыў шмат санетаў, якія сабраў у адной кніжцы пад назвай «Санеты» (1982). Гэта – філасофскія разважанні аб жыцці і дзейнасці чалавека, аб яго пачуццях і жаданнях, аб простых жыццёвых назіраннях.
Выступаў у галіне крытыкі, драматургіі тэатра і кіно. Аўтар паэм «Каршун» (1930) і «Загай» (1931), п’есы «Навальніца будзе» па матывах трылогіі Якуба Коласа «На ростанях» (1960; пастаўлена ў 1959), сцэнарыяў навукова-папулярных фільмаў «Якуб Колас» (1962), «Вобразы і думы» (1965). Выдаў кнігу артыкулаў і ўспамінаў «Неспакойныя сэрцы» пра беларускіх пісьменніках.

Творы Алеся Звонака атрымалі высокую ацэнку. У 1992 годзе яго кніга вершаў «Святлацені» ўдастоена Дзяржаўнай прэміі Рэспублікі Беларусь.

свернуть

Писатели-юбиляры января

02.01.2022

95 лет со дня рождения русского детского писателя Льва Ивановича Давыдычева (1927–1988).
Произведения: повести «Страдания второгодника Ивана Семенова», «Лёлишна из третьего подъезда»; роман «Руки вверх! или Враг No 1»; сказка «Мой знакомый
воробей» и др.

130 лет со дня рождения английского писателя, филолога Джона Рональда Рейела (Руэл) Толкина (Толкиен) (1892–1973).
Произведения: книги в жанре фэнтези: роман-эпопея «Властелин колец», роман «Сильмариллион», повесть «Хоббит, или Туда и обратно».

400 лет со дня рождения французского драматурга, театрального деятеля Жана Батиста Мольера (Поклен) (1622–1673).
Произведения: комедии «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной», «Тартюф».

140 лет со дня рождения английского писателя Алана Александра Милна (1882–1956).
Произведения: сказочные повести «Винни-Пух и все-все-все», «Дом на Пуховой опушке»; сказки «Принц Кролик», «Когда-то давным-давно...», «Баллада о королевском бутерброде».

100 лет со дня рождения крымской писательницы Марии Васильевны Глушко (1922–1993).
Произведения: повести «Год активного солнца», «Елена Николаевна»; автобиографический роман «Мадонна с пайковым хлебом».

110 лет со дня рождения польского писателя Альфреда Шклярского (1912–1992).
Произведения: приключенческие романы о Томеке Вильмовском: «Томек в стране кенгуру», «Томек на тропе войны», «Таинственное путешествие Томека», «Томек у истоков Амазонки» и др.

190 лет со дня рождения английского писателя, математика Льюиса Кэрролла (Чарльз Лютвидж Доджсон) (1832–1898).
Произведения: сказки «Алиса в Стране Чудес», «Алиса в Зазеркалье»; юмористическая поэма «Охота на Снарка»; научно-популярная книга «История с узелками: математические головоломки и развлечения».

125 лет со дня рождения русского писателя Валентина Петровича Катаева (1897–1986).
Произведения: сказки «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик», «Жемчужина»; повести «Белеет парус одинокий», «Сын полка», «Маленькая железная дверь в стене».

свернуть

10 декабря - 200 лет со дня рождения НИКОЛАЯ НЕКРАСОВА

08.12.2021
Николай Алексеевич Некрасов (10 декабря 1821, Немиров, Подольская губерния, Российская империя — 8 января 1878, Санкт-Петербург) — русский поэт, прозаик и публицист, классик русской литературы.
развернуть

Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. Семья была многодетной – у будущего поэта было 13 сестер и братьев.
В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась. Именно в этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь.
Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. В 1838 году в биографии Некрасова произошел переезд в Петербург, где он поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он находит подработок, дает уроки и пишет стихи на заказ.
генерал ТоптыгинВ этот период он познакомился с критиком Белинским, который впоследствии окажет на писателя сильное идейное влияние. В 26 лет Некрасов вместе с писателем Панаевым выкупил журнал «Современник». Журнал быстро становился популярным и имел значительное влияние в обществе. В 1862 году вышел запрет правительства на его издание.
Накопив достаточно средств, Некрасов издает дебютный сборник своих стихов «Мечты и звуки»(1840), который потерпел неудачу. Василий Жуковский посоветовал большинство стихов этого сборника печатать без имени автора. После этого Николай Некрасов решает отойти от стихов и заняться прозой, пишет повести и рассказы. Писатель также занимается изданием некоторых альманахов, в одном из которых дебютировал Фёдор Достоевский.
Наиболее успешным альманахом получился «Петербургский Сборник»(1846).
мертвое озероВ 1847 — 1866 был издателем и редактором журнала “Современник”, в котором работали лучшие литераторы того времени. Журнал был очагом революционной демократии. Работая в «Современнике», Некрасов выпускает несколько сборников своих стихотворений. Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему широкую известность.
На страницах журнала «Современник» были открыты такие таланты, как Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Дмитрий Григорович и другие. В нём печатались уже известные Александр Островский, Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Благодаря Николаю Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Фёдора Достоевского и Льва Толстого.
В 1840-х годах Некрасов сотрудничает с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году, после закрытия журнала “Современник”, берет его у издателя Краевского в аренду. С эти журналом были связаны последние десять лет жизни писателя. В это время Некрасов пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить мужичок с ноготокхорошо» (1866-1876), а также «Русские женщины» (1871-1872), «Дедушка»(1870) – поэмы о декабристах и их женах, еще некоторые сатирические произведения, вершиной которых была поэма «Современники»(1875).
Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. Он также внес в русскую литературу много нового, в частности, в своих произведениях использовал простую русскую разговорную речь. Это несомненно показывало богатство русского языка, которое шло из народа. В стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы.
В 1875 году у поэта обнаружили рак кишечника. В мучительные годы перед смертью он пишет «Последние песни» – цикл стихотворений, который поэт посвятил своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой. Писатель умер года 8 января 1878 и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

   

свернуть

Максiм Багдановiч

07.12.2021
Максім Багдановіч — адна з самых цікавых і загадкавых асоб у гісторыі беларускай літаратуры. Ён быў з тых першаадкрывальнікаў, хто фарміраваў напрамкі развіцця літаратурнага працэсу пачатку ХХ стагоддзя і моцна паўплываў на далейшае развіццё прыгожага пісьменства Беларусі, хоць з дваццаці пяці гадоў свайго жыцця ён толькі пяць пражыў на Радзіме.
развернуть

Нарадзіўся Максім 9 снежня 1891 года ў Мінску. У гэты час бацька будучага паэта працаваў загадчыкам і настаўнікам Мінскага гарадскога пачатковага вучылішча. У кватэры пры вучылішчы і нарадзіўся Максім (цяпер гэта вуліца Багдановіча, 25). Пазней сям’я пераехала ў Гродна ў вялікі драўляны дом. Сёння там размяшчаецца Музей Максіма Багдановіча, які ўваходзіць у комплекс Гродзенскага дзяржаўнага гісторыка-археалагічнага музея.
Калі хлопчыку было пяць гадоў, памерла яго маці — Марыя Апанасаўна. Бацька Адам Ягоравіч вельмі балюча перажываў гэту трагедыю. Для догляду за дзецьмі ён запрасіў з Адэсы сваю малодшую сястру Марылю і пераехаў з сям’ёй у Ніжні Ноўгарад, а потым — у Яраслаўль.

Максім вучыўся ў Ніжагародскай мужчынскай гімназіі, а таксама ў Яраслаўлі — у гімназіі, Дзямідаўскім юрыдычным ліцэі. Яшчэ падчас вучобы ў Ніжнім Ноўгарадзе захапіўся вершаскладаннем і вывучэннем беларускай культуры. У 1906 годзе хросная маці Вольга Сёмава выпісала яму беларускія газеты: спачатку — «Нашу долю», а пазней — «Нашу ніву». А ўжо ў 1907 годзе ў «Нашай ніве» з’явілася алегарычнае апавяданне Максіма Багдановіча «Музыка», пазней — вершы «Над возерам», «Вадзянік», «Лясун», «Возера». Друкаваліся яго творы і ў газеце «Голас», а таксама ў іншых выданнях.

Пасля заканчэння ліцэя ў 1916 годзе Максім перабраўся ў Мінск. У гэты час ён быў ужо цяжка хворы на сухоты, але ўладкаваўся працаваць сакратаром губернскай харчовай камісіі. У вольны час выязджаў у прытулкі для дзяцей бежанцаў, працаваў у бібліятэцы, наведваў вечарыны «Беларускай хаткі». У лютым 1917 года на грошы сяброў паехаў лячыцца ў Ялту, але гэта не дапамагло.
Ноччу 25 мая 1917 года ў поўнай адзіноце Максім Багдановіч памёр. На пахаванні не прысутнічаў ніхто з родзічаў, бо Максім не жадаў нікога турбаваць сваімі праблемамі і не пакінуў адраса, дзе жыў у Ялце. У 1924 годзе беларускія паэты Уладзімір Дубоўка, Анатоль Вольны (Ажгірэй), Андрэй Александровіч адшукалі магілу паэта, пазней на ёй быў устаноўлены помнік.

свернуть

К 220-летию Владимира Ивановича Даля

19.11.2021
22 ноября 2021 г. знаменитому русскому лексикографу, этнографу, составителю «Толкового словаря живого великорусского языка», военному врачу, просто выдающемуся человеку широкого кругозора и оригинальных решений исполнилось бы 220 лет.
развернуть

Список достижений Владимира Ивановича Даля очень велик. Его талант заключался во всестороннем развитии собственной личности: чему бы он ни учился – всегда старался достигать совершенства в том или ином деле. Он разбирался во многих областях: земледелии, коневодстве, торговле, морском, инженерном делах, кораблестроении, слыл талантливым музыкантом, известен был ответственным высокопоставленным чиновником, одним из учредителей Русского географического общества, создателем учебников по зоологии и ботанике, однако особого признания он достиг как хирург, фольклорист, писатель, этнограф и лексикограф. Но настоящая слава и известность к «Казаку Луганскому» пришла только после создания «Толкового словаря живого великорусского языка».

Впервые Владимир Иванович Даль увлёкся собирательством слов совершенно случайно, когда его, молодого мичмана, в марте 1819 года направили из Санкт-Петербурга в Николаев. По пути, пытаясь понять бормотание ямщика, который указывал на небо, он услышал незнакомое ему слово «замолаживает» и записал его в свою записную книжицу. Как оказалось, это слово означало закрытое тучами небо. В дальнейшем будущий собиратель слов посвятил этому роду занятий 53 года своей жизни.

До Владимира Ивановича Даля ещё никогда не называли словари «толковыми» – он был новатором в этом деле, поэтому в своём эпиграфе указал: «Словарь назван «толковым» потому, что он не только переводит одно слово другим, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий, им подчинённых».

словарь
В своём словаре Даль записал 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц. Порядок слов писатель составлял по алфавитно-гнездовому принципу: он объединял слова по общему корню и начальной букве, а приставочные образования с этим же корнем необходимо было искать на ту букву алфавита, с которой начинается приставка (в гнезде «прививать» находим слова привить, прививание, привитие, прививка, прививок и пр.)., также, в объяснении слов можно встретить и синонимы, которые Владимиром Ивановичем были наречены как «тождества». Но сама гнездовая структура толкового словаря не совершенна, так как в ней встречаются просторечия, которые только лишь созвучны, а не родственны, а родственные слова разделены на несколько словарных статей.

Автор с особым старанием отображал объяснение каждого слова и его вариативных значений. В свой труд автор заносил информацию не только о значениях слов, но и о быте, поверьях и приметах тех мест, где эти слова зародились. Кроме всего прочего Владимир Иванович при составлении словаря позволял себе использовать диалекты, чтобы вся информация о русском языке и сам язык выглядел более живым.

«Толковый словарь живого великорусского языка» в полном объёме был впервые издан в 1863 году. Но не все оценили его появление по достоинству. Новаторство Даля, применённое при составлении словаря, приглянулось не всем и не сразу. Были, как и приверженцы, одобряющие его труд, так и противники – конкуренты, которые желали, в первую очередь, реализовать собственные достижения на этом поприще. Тем не менее, автор сам осознавал, что работа над словарём должна продолжаться и поэтому трудился над его совершенствованием до конца своих дней. Второе издание его словаря мир смог увидеть лишь только после смерти великого лексикографа. За свои успехи в составлении словаря выдающемуся учёному Российской академией наук была присуждена Ломоносовская премия, Географическим сообществом – золотая медаль, Дерптским университетом – премия за успехи в языкознании, а в 1868 году выдающегося автора «Толкового» словаря избрали почётным академиком.

Несмотря на некоторое несовершенство «Толкового словаря живого великорусского языка», которое отмечают некоторые учёные-лингвисты, он представляет собой титанический труд и бесценный вклад Владимира Ивановича Даля в развитие русского языка.

 

 

свернуть

К 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского

09.11.2021
Фёдор Михайлович Достоевский (1821 - 1881) с детства мечтал стать писателем. Первый его роман «Бедные люди» высоко оценили Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский, а 4 поздних произведения («Преступление и наказание», 1866; «Идиот», 1869; «Бесы», 1872; «Братья Карамазовы, 1880) вошли в список «100 лучших книг всех времён».
развернуть

Достоевский родился в семье военного врача, который выслужил потомственное дворянство. После смерти матери Федор Михайлович поступает в инженерное училище в Петербурге. Вместе с товарищами он организует литературный кружок, занимается переводами. В 1845 году Достоевский публикует первый роман «Бедные люди». К этому времени он вышел в отставку, чтобы заняться творчеством. Однако связь с революционным движением привела к аресту писателя в 1849 году.
Военный суд приговорил Достоевского к смертной казни. Царь помиловал его и других заговорщиков – петрашевцев, но помилование было объявлено в последний момент. Месяц, проведенный в ожидании смерти, кардинально изменил мировоззрение писателя.
В Петербург Достоевский вернулся только через 9 лет, вместе с женой и приемным сыном. За несколько лет им были созданы «Записки из мертвого дома» (1861), «Униженные и оскорбленные» (1862), рассказы. Приходит известность и заработок. Однако страсть к игре в рулетку ставит его на грань нищеты. Из-за кабального договора с издательством Достоевский уезжает за границу, чтобы не потерять деньги за роман «Преступление и наказание» (1866).
За границей писатель закончил работу над романом «Идиот» (1869), главный герой которого стал любимым персонажем у Достоевского. Возвратившись в Россию, он становится одним из самых непримиримых оппонентов русских революционеров. Романы «Бесы» (1872) и «Подросток» (1875) противопоставляют религиозную нравственность и нигилизм.
Период с 1870 по 1880 год становится для писателя наиболее удачным. Он принят царской семьей, завершает знаменитое «пятикнижие», его имя ставят в первый ряд русских литераторов. В 1880 году Достоевский издает знаменитых «Братьев Карамазовых». Тем неожиданней была его смерть. Ссора с сестрой из-за наследства вызывает обострение эмфиземы и в конце января 1881 Федор Михайлович скончался.
Достоевский стал наиболее почитаемым на Западе русским писателем наряду с Львом Толстым.

свернуть

5 верасня 2021 г. — 120 гадоў з дня нараджэння Віталя Вольскага (Віталя Фрыдрыхавіча Вольскага-Зэйдэля; 1901–1988), пісьменніка, заслужанага дзеяча культуры БССР

02.09.2021
Віталь Фрыдрыхавіч Вольскі-Зэйдэль нарадзіўся 5 верасня 1901 г. у г. Пецярбургу ў сям’і служачага. Атрымаў добрую адукацыю ў гімназіі, ведаў 5-6 моў, захапіўся ідэямі сацыялізму, уключыўся у рэвалюцыйны рух. З 1918 г. працаваў на заводзе, у гарадской гаспадарцы. З 1919 г. у Чырвонай арміі, удзельнічаў у Грамадзянскай вайне на Заходнім фронце, дайшоў да Варшавы. Служыў у пагранічных войсках і органах УНК у Мінску. Хацеў заняцца літаратурнай творчасцю, таму звольніўся са службы.
развернуть

Беларускае друкаванае слова Віталю Вольскаму трапіла ў рукі ў 1920 г., а першым вершам па-беларуску быў верш Якуба Коласа «Нёман», першай кнігай — зборнік вершаў Максіма Багдановіча «Вянок» (1917). Вельмі захапіўся беларускай мовай, пачаў збіраць фальклор. Скончыў Камуністычны ўніверсітэт імя У. І. Леніна (1927). Шмат працаваў, часта выступаў у рабочых клубах, на розных дыспутах, на абмеркаваннях мастацкіх выставак і тэатральных спектакляў.


Працаваў на розных пасадах ва ўстановах культуры і адукацыі Беларусі.
У 1932–1936 гг. — дырэктар Інстытута літаратуры і мастацтва Акадэміі навук БССР. Кандыдат філалагічных навук (1934). Удзельнічаў у першым з’ездзе савецкіх пісьменнікаў (Масква, 1934), з таго часу член Саюза пісьменнікаў СССР. Звольнены з пасады дырэктара і выключаны з партыі за «недастатковую барацьбу з ворагамі народа». У час Вялікай Айчыннай вайны жыў у Маскве, працаваў у газетах, часопісе «Беларусь». У 1948–1954 гг. — навуковы супрацоўнік Інстытута літаратуры АН БССР.
Літаратурную дзейнасць Віталь Вольскі пачаў у 1926 г. Даследаваў народную творчасць і старажытную рукапісную літаратуру беларускіх татараў — кітабы. Аўтар кніг: «Праблемы беларускай савецкай драматургіі» (1934), «Эдуард Самуйлёнак: жыццё і творчасць» (1951), «Нарысы па гісторыі беларускай літаратуры эпохі феадалізму» (1958). Адзін з аўтараў дапаможніка для студэнтаў ВНУ «Нарысы па гісторыі беларускай літаратуры» (1956), падручніка для 9–10-га класаў «Беларуская савецкая літаратура» (1948–1954).
Аўтар п’ес для дзяцей: «Цудоўная дудка» (1938), «Дзед і жораў» (1939), «Несцерка» (1940), «Машэка» (1946). Напісаў сцэнарыі дакументальна-краязнаўчых фільмаў «Белавежская пушча» (1946), «Бярэзінскі запаведнік» (1965). У розныя гады п’есы В. Вольскага паспяхова ставіліся на сцэне нават за мяжой — у Балгарыі, Германіі, Польшчы, Манголіі, Кітаі. Брэсцкі тэатр лялек двойчы ставіў спектакль паводле п’есы «Дзед і жораў» (1968, рэжысёр А. Сярогін, мастак Л. Доўбуш; 1994, рэжысёр Д. Нуянзін, мастак М. Данько).


Пісьменнік аб’ездзіў усе запаведныя куткі Беларусі, пабываў у афрыканскіх і арабскіх краінах, у Францыі, Швецыі і інш. У 1961 г. пабываў у Заходняй Афрыцы — Сенегал, Гвінея, Бераг Слановай Косці. Напісаў кнігі мастацка-краязнаўчых нарысаў і апавяданняў «Па лясных сцежках» (1948), «У лясах над Бярозай» (1955), «Чайкі над Нараччу» (1959), «Падарожжа па краіне беларусаў» (1968), «Кніга падарожжаў» (1971), «Дзень добры, Бяроза!» (1984) і інш. Аўтар характарызуецца як дапытлівы краязнавец, падарожнік, дасведчанасць і зацікаўленасць якога раскрываюцца ва ўзаемаадносінах з прыродай. За любоў да прыроды Віталя Вольскага называлі «беларускім Прышвіным».
У 1966–1970 гг. здзейсніў падарожжы па Беларускім Палессе. Яго маршрут пачаўся ад Пінска і яго наваколіц, пралёг цераз Лунінец, Кажан-Гарадок, Лахву, Столін, Давыд-Гарадок на ўсход да Мазыра. Віталь Фрыдрыхавіч раздумваў над вялікімі пераўтварэннямі на Палессі, якія прынесла Савецкая ўлада — новыя фабрыкі і заводы, асушэнне балот, змяненні ў побыце палешукоў. Літаратара прываблівалі легенды, паданні, гістарычныя падзеі, пытанні этнаграфіі, тапаніміка. Але найбольш яго займала прырода, рэкі Піна, Прыпяць, Гарынь, сустрэчы з птушкамі і жывёламі.
У кастрычніку 1970 г. у часопісе «Маладосць» з’явіліся «Падарожныя замалёўкі». Гэта былі мастацкія запісы пра Лунінец, Лунін, Кажан-Гарадок, Столін, Давыд-Гарадок, Мазыр і іншыя вёскі і гарады Палесся. У 1971 г. выдаў кнігу краязнаўчых нарысаў «Палессе», у якую былі сабраны ўражанні ад паездак па Беларускім Палессі. Кніга выклікала вялікую цікавасць у краязнаўцаў. Другое выданне кнігі «Палессе» выйшла ў 1974 г.
Віталь Фрыдрыхавіч быў чалавекам роўным, добразычлівым. Сябраваў з Янкам Маўрам, Петрусём Броўкам, Пятром Глебкам, Кузьмой Чорным, Кандратам Крапівой. Пражыўшы доўгае жыццё, не страціў прагі да пазнання свету, захаваў бадзёрасць, аптымізм, жаданне творча працаваць.
В. Ф. Вольскі-Зэйдэль узнагароджаны ордэнамі Чырвонай Зоркі, «Знак Пашаны», медалямі. Заслужаны дзеяч культуры БССР (1971). Памёр 22 жніўня 1988 г.

свернуть

Интернет-ресурсы: