РУС БЕЛ ENG

Профилактика правонарушений подростков

07.03.2024
Подростковый возраст – это переломный момент в развитии каждой личности. Желание доказать свою самостоятельность и взрослость толкает подростка на противоправные действия, в том числе на преступления. Проблема подростковой преступности является одной из актуальнейших в современном обществе, поскольку она принимает угрожающие размеры.

В возрасте отрочества людям присуще стремление освободиться от опеки и контроля со стороны взрослых и ощутить свою взрослость. Подростки демонстрируют ее, ориентируясь на внешние проявления – курение, употребление алкоголя, следуя моде и выбирая взрослые способы досуга.

Причины совершения преступлений лежат в психологических особенностях подростка, который желает чувствовать свою значимость и ценность. И если он не успешен в спорте, учебе или общественной жизни, находится в неблагоприятной обстановке, подросток знакомится с уличной жизнью, где находит общение с такими же «отверженными». Там властвует своя, особенная психология, которая и толкает к подростковой преступности. Среди них существуют свои законы, согласно которым выживает сильнейший, а противостояние враждебному обществу является стилем жизни.

«Несовершеннолетние правонарушители, – говорил А.С. Макаренко, – обыкновенные дети, попавшие в неблагоприятные условия воспитания».

Правовая ответственность несовершеннолетних.

Правонарушение – это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — административную, уголовную, дисциплинарную, гражданско-правовую.

Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения возраста 16 лет. Физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от 14 до 16 лет, подлежит административной ответственности только за:

1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);

2) оскорбление (статья 10.2);

3) мелкое хищение (статья 11.1);

4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);

5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);

6) мелкое хулиганство (статья 19.1).

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от 14-ти до 16-ти лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:

Убийство (ст. 139).

Причинение смерти по неосторожности (ст. 144).

Причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 147).

Умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 149).

Изнасилование (ст. 166).

Насильственные действия сексуального характера (ст. 167).

Похищение человека (ст. 182).

Кражу (ст. ст. 205).

Грабеж (ст. 206).

Разбой (ст. 207).

Вымогательство (ст. 208).

Хищение имущества путем модификации компьютерной информации (статья 212).

Угон транспортного средства или маломерного водного судна (ст. 214).

Умышленное уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья ст. 218).

Захват заложника (ст. 291).

Хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (ст. 294).

Умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (ст. 309).

Хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (ст. 327).

Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 328).

Хулиганство (ст. 339).

Заведомо ложное сообщение об опасности (ст.340).

Осквернение сооружений и порчу имущества (ст. 341).

Побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (ст. 413).

Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

В случае совершения несовершеннолетним правонарушения или преступления при недостижении им возраста привлечения к ответственности, родители могут быть привлечены к административной ответственности по ст.10.3 КоАП Республики Беларусь – за невыполнение обязанностей по воспитанию детей.

В целях профилактики противоправного поведения как самих несовершеннолетних, так и преступных посягательств, совершаемых в отношении несовершеннолетних, введена административная ответственность родителей за нахождение детей до 16 лет в ночное время (с 23 до 6 часов) вне жилища без сопровождения взрослых. На ночных дискотеках также не допускается присутствие несовершеннолетних в возрасте до 18 лет.

В случаях, предусмотренных законодательством, несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, по решению суда могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные и специальные лечебно-воспитательные учреждения, если они совершают преступления либо неоднократно совершают отдельные категории административных правонарушений, и проводимая с ними различными государственными органами работа не дает положительного результата.

Важность и необходимость особой юридической защиты несовершеннолетних связана с тем, что ребенок в связи с его умственной и физической незрелостью нуждается в помощи и поддержке взрослых, и в первую очередь, родителей, обязанность которых не только в нужный час подсказать, что нельзя делать, и какая может возникнуть ответственность за противоправные поступки, но и всегда знать и контролировать, с кем общается ребенок, где он находится в конкретный момент, не попал ли он в «плохую компанию».

Каждый человек в состоянии совершить правонарушение. Другое дело, что далеко не каждый его все-таки совершает. Большинство взрослых людей достаточно умны и в состоянии предугадывать результаты, последствия своих действий, руководствуются гражданским долгом, правилами морали и мирного сосуществования в обществе. А вот подростки зачастую не в состоянии адекватно оценивать не только себя, но и свои поступки.

Основной причиной преступлений, осуществляемых детьми, является неосознанность ими серьезности выполняемых поступков.

Поэтому правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Рекомендации родителям несовершеннолетних детей по профилактике противоправного поведения.

  1. Родителям не допускать конфликтных семейных ситуаций на глазах у ребенка, т.к. они действуют на него резко отрицательно.
  2. Родителям быть толерантными по отношению к своим детям и их начинаниям.
  3. Для родителей дети не должны быть на втором место после работы, карьеры, увлечений.
  4. Родителям своим примером должны прививать правильные жизненные ориентиры, убеждения, ценности, формировать чувство ответственности и долга – все это является первичной задачей семьи.
  5. Родителям стоит обращать внимание на поведение детей в раннем возрасте и стараться пресечь любые проявления жестокости со стороны ребенка по отношению к животным, младшим или старшим братьям, сестрам, а также к своим ровесникам.
  6. Родителям следует интересоваться, с кем общается их ребенок (в разумных пределах), т.к. дружеское общение со сверстниками – одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте и то, чего не хватает ребенку дома, он стремится перенять именно от своих друзей.

Таким образом, семья является важным элементом в системе ранней профилактики преступлений и правонарушений, и, именно, на семью возлагается главная роль в воспитании детей как правосознательных и законопослушных граждан.

Несмотря ни на что, сохраняйте положительное отношение к своему ребенку.

Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все проблемы вместе с ним.

Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.

Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят ему вас.

Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.

Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации.

Помогите определить источник психического дискомфорта.

Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно.

Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы.

Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.

Семья и школа – два социальных института, имеющих значительное влияние на детей. Наше воздействие будет тем эффективнее, чем полнее и глубже мы будем использовать свои возможности!