РУС БЕЛ ENG

Жизненные цели подростков

Заремба Елена Владимировна, педагог-психолог ГУО «Крупская районная гимназия»

Когда корабль не знает, в какой порт направляется,

ни один ветер не будет ему попутным.

Сенека

Цель: формировать у родителей понимание значимости целей в жизни подростков.

Задачи:

  • показать актуальность обсуждаемой проблемы; 
  • обозначить роль родителей в формировании жизненных целей подростков.


Форма проведения: дискуссия.
Целевая группа: родители учащихся 8 класса.
Время проведения: 1 четверть.


Ход собрания:


Вступительное слово педагога

Уважаемые родители! Сегодняшнее собрание посвящено актуальной теме «Жизненные цели подростков». 
Чем значимее цель, тем насыщеннее и интереснее жизнь, тем большим смыслом она наделена. Жизненная цель для подростка важна как никому другому. Попробуем разобраться, как помочь подросткам не разочароваться и не потерять себя в жизни? Как найти верное направление? Как определить цель, которая действительно будет мотивировать? И вообще, так ли она важна, как о ней говорят?

Послушайте притчу.

Притча «Карандашный мастер»

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.
– Есть пять вещей, которые ты должен знать, – сказал он карандашу, – прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
Первое, ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому-то держать тебя в своей руке.
Второе, ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье, ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвертое, твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
И пятое, на какой бы поверхности тебя ни использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.
Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещён в коробку с призванием в сердце.

Вопросы к родителям: О чем эта притча? Если карандаши - это наши дети, кому можно позволить «держать их в руках»?
Родители, друзья, педагоги – все, кто есть в жизни подростков, должны помогать и поддерживать их.

Главное о целях
«Цели важны».
Цели – это возможность для подростка представить себя в будущем, понять, о какой жизни он мечтает. Такое понимание помогает сохранять душевное равновесие, улучшает физическое и эмоциональное состояние и ведёт к успеху. Наверняка в вашем окружении есть человек, который добился чего-то значимого. Посоветуйте подростку поговорить с ним. Успешный человек может рассказать, как он впервые поставил цель, как шёл к своей мечте, а заодно, поделится советами и поддержит.
«Стать целеустремлённым может каждый».

Целеустремлённость – это такой же навык, как умение читать, писать. От подростка требуется только желание им овладеть, а также действия. Чтобы подростку разобраться, что он хочет делать в будущем, ему необходимо заранее научиться ставить для себя цели и достигать их. Цель образуется, когда подросток четко понимает свои потребности, ресурсы и условия. Чтобы понимать эти вещи, нужно тренироваться. 

Что важно знать про постановку целей?

Пусть подросток самостоятельно выберет большую цель – мечту и определит маленькие ступеньки – ориентиры для достижения главного замысла. Достичь маленьких целей проще и реальней. Успехи, пусть и маленькие, придают уверенность в своих способностях, осознание: «Я могу, мне по силам». Эффективно в целеполагании подростка упражнение «Лестница успеха».

Упражнение «Лестница успеха»

Предложите подростку определить цель и представить её в виде лестницы с шестью ступеньками. Первую и финальную ступеньки необходимо охарактеризовать несколькими признаками и отметить, где подросток находится на сегодняшний момент. Заполнить пустые ступеньки помогут вопросы: «Каким будет твой следующий шаг? Что можно реализовать сейчас, а чего придется подождать?». Суть лестницы успеха – упрощение движения к цели, дробление большой цели на этапы и наглядность результатов.

Например, цель – стать преподавателем. Как этого добиться? Окончить университет. Но, чтобы учиться в университете, нужно туда поступить. Поступление связано с высокими баллами по ЦТ, то есть усиленной учебной подготовкой. Выстраиваются небольшие цели: посещение факультативных занятий, изучение дополнительной литературы и другое.
Важно помочь определить подростку факторы, влияющие на достижение целей. Есть внутренние и внешние факторы.
Внешние (объективные): где живёт, учится, материальные возможности семьи.
Внутренние (субъективные): характер, жизненный опыт, способности; Возможно, необходимо поработать над одной из групп, улучшить или расширить её. 

Предлагаем советы психолога, которые помогут вашему ребенку более четко понять жизненные цели:
1. Беседуйте со своим сыном и дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
2. Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
3. Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребенка.
4. Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нем желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
5. Формируйте нравственно здоровую личность, не способную на подлость ради реализации жизненных планов.
6. Создавайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
7. Говорите правду ребенку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.
8. Будьте сами примером ребенку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.
Любовь и забота родителей, искреннее желание выслушать, поддержать и помочь – все это предпосылки для будущего благополучия ребенка. От того, насколько доверительные отношения складываются в семье, зависит, научится ли ребенок управлять собственной жизнью, придет ли к осознанию ее смысла. По большому счету, от этого зависит счастье ребенка. Берегите и любите своих детей! 

Итог собрания.
Обсуждение вопросов с родителями:
1 . Каким вы видите своего ребёнка в будущем?
2. Знакомы ли вы с его жизненными целями? Одобряете ли вы их?
3. Как помочь преодолеть подросткам неудачи и разочарования?
 
Список использованных источников


1. . Кон, И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон.// Москва «Просвещение» 1979. – 90 с.
2. Дереклеева, Н. И. Родительские собрания 5-11 классы / Н. И. Дереклеева // Москва «Вако» 2005. – 253 с.